ВЕКТОР


Дешево и полезно

Российский фонд федерального имущества (РФФИ) завершил приватизацию “АвтоВАЗа”, продав 1,47% его акций. Пакет достался компании “Финансовый консультант “Тройка Диалог” за 796,02 млн руб. ($30,41 млн). На пакет претендовало также ООО “Норма Инвест Град”. Представители покупателя, “АвтоВАЗа” и “Рособоронэкспорта” отказались комментировать продажу пакета.

На начало приема заявок 26 декабря прошлого года стартовая цена пакета превышала стоимость акций предприятия в РТС ($26,37 млн). Но в пятницу на бирже 1,47% акций “АвтоВАЗа” стоили $35,28 млн.

Второй участник аукциона – “Норма Инвест Град” – тоже близок к “Тройке Диалог”. По данным ЕГРЮЛ, учредительница ООО “Норма Инвест Град” – сотрудница одного из подразделений инвесткомпании Елена Орлова.

Участие “Тройки Диалог” в торгах не случайно. Компания давно консультирует ФГУП “Рособоронэкспорт”, управляющее “АвтоВАЗом”. Несколько источников, близких к “АвтоВАЗу”, рассказывали “Ведомостям”, что инвесткомпания участвовала в торгах в интересах “Рособоронэкспорта”. Вместе с долями “дочек” предприятия и ВЭБа это дает контроль над более чем 75% акций “АвтоВАЗа”. Теперь “Рособоронэкспорту” предстоит раскольцевать структуру собственности. В госкомпании неоднократно заявляли, что сделать это намерены в нынешнем году.

Хитрая страховка

Три года назад страховым компаниям стало гораздо проще согласовывать свои правила с регулятором. Если раньше Федеральная служба страхового надзора (ФССН) должна была их одобрить, то теперь, если у компании уже есть лицензия, достаточно лишь поставить службу в известность о содержании документа. И если чиновникам что-то не нравится, то правоту им приходится доказывать в суде. Сейчас ФССН разбирается с правилами страховой компании “Авангард-Гарант”. Ее правила написаны так, что практически ничего не относится к страховому случаю. И компания на законных основаниях отказывает клиентам в выплате страховки, сетуют чиновники. В конце прошлой недели суд второй инстанции вынес вердикт в пользу страховщика. Позиция суда, пишет “Интерфакс”, следующая: при покупке полиса страхователь и страховщик заключают добровольное соглашение и если клиенты не жалуются на условия страхования, то их все устраивает. А как и где страховаться – это свобода клиентского выбора, отмечает суд. Но в ФССН настаивают, что ни о какой свободе выбора нет и речи: при получении автокредита зачастую клиенты банка “Авангард” обязаны застраховать автомобиль в родственной страховой компании, а правила страхования никто не читает.

Странный лот

Мы не знаем истинной причины, заставившей конкурсного управляющего ЮКОСа Эдуарда Ребгуна и комитет кредиторов объединить в один лот столь разные активы: 20% нефтяной компании “Газпром нефть”, газодобывающие предприятия и еще ряд мелких компаний (см. статью на стр. А1). На первый взгляд кажется, что этот лот сформирован под “Газпром”, который одинаково сильно интересуют и акции “Газпром нефти”, и “Арктикгаз” с “Уренгойлом”. Но ведь совсем необязательно было покупать их вместе. Если бы они были выставлены по отдельности, то акции “Газпром нефти” “Газпром” мог бы купить вместе с каким-нибудь зарубежным партнером, а “Арктикгаз” с “Уренгойлом” и вовсе поручить приобрести, например, дружественной ему ЕСН Григория Березкина. Расходов меньше – результат, по сути, тот же. А теперь “Газпрому” придется срочно занимать на суперлот до $6 млрд. Так сильно потратившись, монополия вряд ли сможет быстро найти ресурсы, чтобы претендовать на другие активы ЮКОСа – например, “Томскнефть”. Кому это может быть выгодно? Не стоит забывать, что состав лота одобрял комитет кредиторов, почти половину которого составляют представители главного конкурента газовой монополии в борьбе за активы – “Роснефти”.