НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Просто Марта


Ученые утверждают, что в животном мире самки представляют гораздо большую ценность для популяции, чем самцы, потому что у них значительно меньше шансов передать свои гены потомству. Поэтому и женщины в отличие от мужчин, теоретически способных стать отцами более 2000 детей, вынуждены прибегать к особой стратегии поведения. Стратегии и модели поведения в бизнесе у сильного и слабого пола тоже разнятся. Но до сих пор первым уделялось значительно большее внимания пишущей братии. Книга американского журналиста Кристофера Байрона о Марте Стюарт – приятное исключение. Байрон не пытается рассекретить успех незаурядной бизнес-леди, он всего лишь предлагает версию биографии одной из самых богатых женщин планеты.

С 1967 г. Стюарт работала на Уолл-стрит, но, как пишет Байрон, “работа вкупе со стрессами семейной жизни заставили ее бежать”. Прибежала Марта не к другому работодателю, а к себе домой, где вместе с подружкой основала фирму “Незаметная служба”. “Например, вы хотите устроить ужин на 12 человек, но так, чтобы это выглядело, как будто вы все приготовили сами. Работники “Незаметной службы” приезжали за день до торжества, забирали вашу посуду, кастрюли, тарелки и все, что им могло понадобиться, чтобы приготовить еду у себя, – пишет автор. – Затем возвращались в назначенный час и ставили приготовленную заранее еду на вашу плиту”.

В 1977 г. на свет появилась компания Martha Stewart Living Omnimedia, располагавшаяся в ее доме на Терки-Хилл, и вслед за этим – книги Стюарт для домохозяек. Ее читательницами были “женщины, приходившие уставшими с работы, которая им вовсе не нравилась”, пишет Байрон, “они возвращались в дом, чтобы сразиться со своими измученными мужьями и непослушными детьми...”. Стюарт знакомила их с другим измерением женского счастья: “В этом мире никто не вставал из-за стола, отрыгивая, и, открывая холодильник, не пил молоко из картонного пакета. Здесь не было людей, одновременно громко разговаривающих за столом или угрюмо молчавших...”

С 1987 г. началось сотрудничество Стюарт с Кmаrt, нанявшим ее для привлечения покупателей. На собеседовании топ-менеджер Джо Антонини внезапно спросил: “Марта, что с вашими руками?” “Руки Марты от запястий и ниже были покрыты ссадинами, царапинами и синяками. Ногти сломаны, на суставах пальцев мозоли. Это были не руки телезвезды, а руки чернорабочего, – пишет Байрон. – За внешним лоском элегантности скрывалась женщина, встававшая на заре, кормившая 120 кур и коз, пропалывавшая цветочные клумбы, раскидывавшая 500 фунтов дубовой коры и мха и не заходившая в дом до того, пока все в пределах видимости не начинало выглядеть идеально”. Наверное, Стюарт как-то решила проблему с руками. В любом случае “она стала вездесущей, лицом своего времени, своего рода видеоверсией будильника, когда все женщины Америки проводили утро вместе с Мартой”, пишет Байрон, “ей больше не нужно было полное имя. Она стала просто Мартой, как Шер, Мадонна или Джеки. И находилась на вершине индустрии, которую изобрела сама – “консультирование по стилю жизни”.

Тех, кто любит листать глянцевые журналы, в книге Байрона, наверное, привлекут бурные семейные сцены, перелеты Марты Стюарт на личных самолетах вдоль и поперек земного шара, “падение” героини после скандальной книги Джерри Оппенхеймера “Марта Стюарт – на десерт. Неофициальная биография”. Но, на мой вкус, самое “вкусное” в ней – история о том, как героиня каждые 10 лет меняла стратегию, часто не зная, будет ли ее стратегия успешной; что лишь в бизнесе она наслаждалась жизнью.