Обвал продолжается

М. Стулов

Индикатором того, что инвесторы избавляются от наиболее рискованных активов, выступила японская иена. В последние годы у международных инвесторов очень популярны операции, при которых они заимствуют средства в Японии и, переводя иены в другие валюты, вкладывают средства в более доходные активы в других странах. Процентная ставка в Японии сейчас составляет всего 0,5%, тогда как в США и Великобритании – 5,25%, в еврозоне – 3,5%, а, например, в Новой Зеландии – 7,25%. Спекулянты, прежде всего хедж-фонды, направляют “иеновые” инвестиции и в более доходные и рисковые активы, такие как акции на развивающихся рынках.

Волна паники, накрывшая на прошлой неделе фондовые рынки, заставила спекулянтов закрывать эти позиции и возвращать заемные средства в Японию. А показателем массовости этого явления и стал вчера резкий скачок курса иены. На торгах в Азии ее курс к доллару вырос на 1,4% до 115,23 иены/$, самого высокого уровня за последние три месяца. Курс иены к евро подскочил на 1,8%, к британскому фунту – на 2%, к новозеландскому доллару – на 2,9%, а также на 1,8% к южно-африканскому рэнду и на 1,9% – к турецкой лире.

“Резкое укрепление иены свидетельствует о закрытии позиций по сделкам, в которых она используется для финансирования инвестиций за рубежом. Это испугало инвесторов, в результате фондовые рынки, похоже, вошли в полномасштабный нисходящий тренд”, – говорит Ян Чан Хо, аналитик Hyundai Securities. Инвесторы уронили японский индекс Nikkei на 3,3%, что стало самым значительным падением за последние девять месяцев; с прошлого понедельника, когда Nikkei достиг почти семилетнего максимума, он упал на 8,64%. Гонконгский Hang Seng потерял вчера 4%, корейский Kospi – 2,7%, китайский Shanghai Composite – 1,6%. Европейские индексы днем падали почти на 2%, тем более что фьючерсы на индекс Dow Jones, который на прошлой неделе уже потерял около 4%, показывали, что он откроется падением на 100 пунктов. Правда, за первые два часа DJ даже вырос на 0,6%, но к моменту сдачи газеты вернулся на начальный уровень. В Европе снижение DJ Stoxx 600 составило в итоге 1,2%, а британского FTSE 100 – 0,9%.

Коррекция заставила многих международных инвесторов выводить средства из развивающихся стран. По данным Emerging Portfolio Fund Research, за последнюю неделю февраля (затронувшую начало коррекции) нетто-отток из фондов акций развивающихся стран составил $615 млн, а из фондов BRIC – $100,7 млн (в обоих случаях это была лишь вторая неделя в году, когда был зафиксирован отток).

Вчерашние торги в России начались с резкого падения котировок. “Вчера покупателей на рынке не было видно, а погоду определяли инвесторы, закрывающие позиции, – рассказывает руководитель управления по торговле акциями “Ренессанс Капитала” Павел Науменко. – И пока не ясны перспективы. Тем более что текущая стоимость большинства акций находится на честном с точки зрения экономики уровне”. Хотя еще в пятницу, по его словам, многим показалось, что падение практически закончилось, и люди начали покупать акции в надежде на рост. “Но мировые рынки распорядились иначе”, – резюмирует он. Более стойкими оптимистами оказались пайщики. “Звонков от частных инвесторов стало больше, но они воспринимают удешевление акций как сигнал к приобретению, и это перевешивает их страх, – говорит руководитель управления коллективных инвестиций UFG Asset Management Игорь Рябов. – Приток в ПИФы продолжается: за первые дни марта на каждый изъятый рубль мы получили семь новых”.

К вечеру ситуация на российских торговых площадках стала выправляться, и в итоге индекс РТС снизился на 3,24% до 1737,71 пункта. Аналитики Deutsche UFG ожидают консолидации рынка на уровне не ниже 1700 пунктов и, учитывая хорошие фундаментальные показатели компаний и экономики, возобновления роста во второй половине года. Акции уже не продают, но еще и не покупают, отмечает вице-президент управления акций Citigroup Сергей Суверов. По его мнению, вскоре рост непременно возобновится, а “ниже 1600 индекс РТС опуститься не должен”. Суверов обосновывает свои выводы тем, что экономика растет, а угрозы дефолтов и резких валютных колебаний в мире невелики. Единственная опасность, оговаривается он, что вслед за фондовым рынком коррекция может затронуть и товарные, гораздо больше определяющие ситуацию в экономике.

Между тем именно это вчера и произошло. Цена нефти в Нью-Йорке упала ниже $60 за баррель – апрельский фьючерс подешевел на $1,95, до $59,69. В Лондоне фьючерсы на медь и никель подешевели на 2,3% и 3,9% соответственно. Инвесторы опасаются, что фондовые рынки начинают отражать ситуацию в экономике. “Мы подхватили азиатскую пневмонию и фондовый грипп”, – говорит Фил Флинн, старший аналитик Alaron Trading. Цены на сырьевые товары падают, поскольку основные двигатели экономического роста, прежде всего Азия и США, возможно, “замедляют ход”, отмечает он. Правда, источник оптимизма можно найти в исторических данных. “За последние полвека на [американском] рынке было 64 краткосрочных падения не менее чем на 5%. Их средняя длительность составляла 32 дня”, – говорит историк фондового рынка Дэвид Шварц. (Использованы материалы FT.)