Претендент на Absolut


“V&S и в особенности Absolut прекрасно дополнят наш портфель, она станет жемчужиной нашей коллекции”, – заявил в интервью Financial Times генеральный директор Bacardi Андреас Гемблер. Он добавил, что для покупки V&S его компании, являющейся частной, не придется размещать акции на бирже, у нее есть другие источники финансирования. 500 акционеров компании, каждый из которых – член семьи Бакарди, всегда отрицательно относились к продаже своих акций. Но структура сделки пока не ясна, и руководство V&S просило правительство не торопиться со сделкой.

Absolut находится в государственной собственности с 1917 г., но недавно пришедшее к власти правоцентристское правительство взяло курс на приватизацию государственных активов, в том числе банковской группы Nordea, телекоммуникационной компании TeliaSonera, биржевого оператора OMX, риэлтора Vasakronan и ипотечной компании SBAB, чтобы выплатить внешний долг.

За V&S могут попросить примерно $5,7 млрд. Кроме Bacardi на производителя Absolut претендуют Diageo, Pernod Ricard и американская Fortune Brands. По мнению Венгта Барона, генерального директора V&S, которая кроме Absolut (в год продается на $1,48 млрд) выпускает ром Cruzan, джин Plymouth, различные крепкие напитки и сотни сортов вин, компания может стоить до $6,4 млрд. По мнению аналитиков, хорошие шансы приобрести компанию у Fortune Brands, которая продает продукцию V&S в США. Шведская компания, в свою очередь, владеет 10%-ной долей в компании Jim Beam, принадлежащей Fortune Brands. США – крупнейший рынок для Absolut, хотя продажи растут также в Бразилии, Канаде, Великобритании и Германии. Аналитики напоминают и о том, что пока в портфеле Fortune Brands водка, ром и джин недостаточно представлены.

Пьер Принке, генеральный директор Pernod Ricard, не скрывает своего интереса к V&S. Но если Pernod решится купить V&S, ей придется отказаться от контракта по дистрибуции другой ведущей марки – Stolichnaya.

По словам министра по финансовым рынкам Швеции Матса Оделла, “главное – кто предложит максимальную цену”. Но при этом не исключаются и другие варианты – размещение акций на бирже или продажа компании по частям.

Продажа V&S отличается от других сделок по приватизации социальной составляющей. Все 90 лет существования ее деятельность была тесно связана с политикой правительства по контролю над потреблением алкоголя в Швеции. Государство обладает монополией на производство алкоголя с 1850 г. и смогло сохранить ее даже при вступлении в ЕС в 1995 г., доказав, что это необходимо для защиты здоровья населения.

“Мы считаем, что государство должно управлять компаниями в условиях свободного рынка, – считает Оделл. – Государство не должно производить, продавать или заниматься дистрибуцией водки”. Оппоненты же утверждают, что в результате такой политики рынок крепких напитков окажется во власти компаний, у которых есть только жажда прибыли, но не чувство социальной ответственности. “Оделл должен доказать, что новый владелец сможет проявить умеренность, но я думаю, что он продемонстрирует обратное – агрессивность”, – говорит министр бывшего, социал-демократического правительства Томас Острос, напоминая, что именно государство выпестовало одну из самых популярных марок на рынке.

Продажа Absolut, впрочем, позволит правительству избавиться от обвинений в проведении политики двойных стандартов – с одной стороны, оно оберегало шведов от пропаганды алкоголя, запрещая его рекламу в газетах, с другой – с конца 1970-х активно продвигало Absolut на международных рынках. В рекламных кампаниях этой водки с многомиллионными бюджетами принимали участие такие звезды, как Энди Уорхол, Жан-Поль Готье и Джанни Версаче. Ленни Крэвиц даже сочинил песню специально для рекламной кампании Absolut.

По подсчетам агентства Impact, за последние 20 лет продажи Absolut, находящейся на втором месте после Smirnoff, выросли с 2 млн ящиков до более чем 9 млн ящиков в 2005 г.