ВЕКТОР


Казахстан – третий по размеру рынок мобильной связи в СНГ (после России и Украины). Это была первая зарубежная страна, куда вышел российский “Вымпелком” (летом 2004 г.). Сейчас принадлежащая “Вымпелкому” компания “Кар-Тел” – лидер казахстанского рынка, а 2-е место занимает K’cell, подконтрольная скандинавской TeliaSonera через холдинг Fintur. Одновременно TeliaSonera владеет внушительным пакетом (43,7%) российского “Мегафона”, так что вряд ли она согласилась бы на выход этого оператора в Казахстан. Поэтому среди российских компаний покупкой доли в третьем GSM-операторе стоило бы интересоваться прежде всего МТС. Тем более что и название MTS пришлось бы ей как раз впору. Представитель МТС подтверждает: Казахстан компании интересен, но 49%-ная доля ее не устраивает. Однажды МТС уже обожглась в Белоруссии, власти которой не спешат уступать ей контроль над их совместным предприятием, и не хочет повторять этот опыт.

Наказать лучше самим

Минтранс России не зря меньше месяца назад ограничил девяти российским авиакомпаниям разовые и чартерные полеты в страны Евросоюза. Под действие санкций подпали “Ютэйр” (пятая в России по объему перевозок), “Атлант-Союз” (восьмая), “Газпромавиа”, “Лукойл-Авиа”, “Центр-Авиа”, “Татарстан”, “Русское небо”, “Авиакон Цитотранс” и “Аэро Рент”. Правда, авиаторы и чиновники утверждают, что с тех пор не отменено ни одного рейса. Но тревога Минтранса была не напрасной. Вчера Еврокомиссия опубликовала новый вариант черного списка авиакомпаний, которым запрещены полеты в Европу. В нем нет ни одного представителя России. Но в пресс-релизе Еврокомиссии указано, что решение об ограничении полетов от 12 февраля Минтранс принимал после консультаций с европейскими коллегами.

Сотрудник департамента транспорта Еврокомиссии в беседе с “Ведомостями” отметил, что авиакомпании, в том числе и российские, подвергаются постоянным проверкам на предмет безопасности полетов. Как только комиссия обнаружит, что авиакомпания не соответствует европейским стандартам безопасности, она будет включена в список. Между тем к российским авиакомпаниям у чиновников из Европы накопилось изрядное количество претензий. За последние три года девятку российских перевозчиков проверяли 89 раз. Инспектора обнаружили 433 нарушения, из них 336 серьезных. Авиаторы возражают, что делали все в строгом соответствии с российскими требованиями. Но этот аргумент мог и не уберечь их от возможных санкций Еврокомиссии. Так что Минтранс не напрасно играл на опережение. Уж лучше авиакомпании при помощи отечественных чиновников сами исправятся, нежели окажутся в европейском черном списке вместе с перевозчиками из КНДР, Афганистана, Киргизии, Демократической Республики Конго и проч.

Партнер для MTS

Крупнейший оператор фиксированной связи Казахстана – “Казахтелеком” продал 49% недавно учрежденного третьего сотового оператора этой страны – Mobile Telecom Service (MTS) финансовому партнеру. Об этом сообщило в пятницу агентство “Интерфакс” со ссылкой на представителя казахстанского госхолдинга “Самрук” (управляющего в том числе активами “Казахтелекома”) Бейбита Ахабаева. Задача партнера, по его словам, – инвестировать в MTS, оказывающую услуги с февраля под брендом Neo: первоначальный объем инвестиций может составить до $200 млн. При этом “они (инвестор. – “Ведомости”) абсолютно не будут влиять на управление компанией MTS, это записано в учредительном договоре <...> Полный контроль над компанией сохраняется за “Казахтелекомом”, заверяет Ахабаев. Назвать партнера он категорически отказался.