Минтранс объединяет аэропорты


Еще летом “Шереметьево” подготовил план по поглощению других государственных аэропортов. Минтранс его поддержал, но Минэкономразвития отправило документ на доработку. А теперь эта идея может реинкарнироваться в другом виде. Минтранс и Минэкономразвития не исключают, что для управления госпакетами аэропортов может быть создана новая управляющая компания. Такой вопрос обсуждался вчера на совещании у министра транспорта Игоря Левитина, рассказали “Ведомостям” два участника заседания.

В конце марта Левитин должен выступить на правительстве с докладом о развитии аэропортов. При подготовке к нему и возникла идея выбрать единого оператора для крупнейших государственных аэропортов. Чиновник Минтранса говорит, что его министерство выступает за передачу госдоли в других аэропортах “Шереметьево”. “Мы предлагаем создать не нового посредника, а государственный аэропортовый холдинг с серьезными финансовыми и кадровыми ресурсами, с высокой капитализацией”, – объясняет гендиректор “Шереметьево” Михаил Василенко.

Но будет прорабатываться и другой вариант – учреждение новой госкомпании. Принадлежащие государству пакеты других аэропортов она может получить в доверительное управление, зарабатывая на дивидендах, поясняет чиновник. Прежде всего это могут быть акции аэропортов из первой двадцатки – новосибирского “Толмачево” (у государства 68% голосующих акций), самарского аэропорта “Курумоч” (с 50,99%), аэропорта “Ростов-на-Дону” (50,7%), красноярского “Емельяново” (принадлежит авиакомпании “Красэйр”, где у государства 51%) и аэропорта “Владивосток” (у “Владавиа” с 51%-ным госпакетом), добавляет госслужащий. Могут достаться новой компании и акции самого “Шереметьево”.

Эксперты оценивают планы чиновников неоднозначно. Президент ассоциации “Аэропорт ГА” Виктор Горбачев уверен, что затевать создание оператора не стоит. В регионах не развит авиарынок, а в Москве такого оператора уже не создать – у “Шереметьево”, “Внуково” и “Домодедово” разные владельцы. “Единый оператор вполне может работать, – парирует начальник отдела стратегических проектов AiRUnion Сергей Детенышев. – Но выбирать его нужно только на конкурсе”.

Такой конкурс возможен, говорит сотрудник Минэкономразвития. Принять участие в нем может СП “Шереметьево” и сингапурского аэропорта Changi, добавляет он. О том, что это СП может получить в управление до десятка российских аэропортов, заявил вчера министр экономического развития Герман Греф. СП – ЗАО “СВО-Чанги” – зарегистрирована в феврале для управления новым терминалом “Шереметьево-1”. Но летом “Шереметьево” заявлял, что СП может заняться и управлением оставшихся терминалов аэропорта. Комментировать заявление Грефа в “Шереметьево” и Changi вчера отказались.

Конкурс может привлечь и иностранцев. Швейцарская Swissport готова рассмотреть такой вариант, заявил “Ведомостям” вице-президент компании по связям с общественностью Штефан Берли. Германский Fraport, французский A?roports de Paris и испанская EANA оставили вопросы “Ведомостей” без ответа. Отказались от комментариев и в управляющей “Домодедово” группе “Ист Лайн”.