“Мы не против мужчин”


Впрочем, в интервью “Ведомостям” в 2001 г. она говорила, что в профессиональной деятельности ей всегда интересен “любой значимый жизненный вызов”. В январе 2005 г., спустя два года после того, как МПС преобразовалось в акционерное общество “Российские железные дороги” (РЖД), Белова покинула пост вице-президента РЖД. Новый вызов, на который она откликнулась, пришел от атомщиков. Сейчас Белова является первым заместителем гендиректора “Техснабэкспорта”, монополиста по экспорту ядерных материалов и оборудования, а также руководит отраслевой подкомиссией Росатома по реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса.

Чтобы стать членом закрытого клуба “Комитет 20”, нужно либо владеть бизнесом с годовым оборотом более $10 млн, либо управлять крупной корпорацией – лидером в своей отрасли. Но главное условие – получить приглашение и рекомендации от его участниц. “Наша площадка с самого начала не была ориентирована на рост числа участников. Это просто круг единомышленников, а не политическая организация. И нам это очень нравится”, – объясняет президент клуба, знаменитый реформатор российских железных дорог Анна Белова.

С представителями “Комитета 20” я беседую в кафе московской гостиницы “Националь”. За столом вместе с Анной Беловой – президент Microsoft по России и СНГ Ольга Дергунова и президент маркетингового агентства Magram Market Research Марина Малыхина, все они входили в инициативную группу по созданию клуба.

Идея объединить усилия для развития женского бизнеса в России возникла у них еще в 1999 г. Лидерами группы были соучредитель корпорации “Биопроцесс” Диана Медман и директор Альянса американских и российских женщин Елена Федяшина. Формат закрытого клуба был выбран по совету хорошей знакомой Медман Иды Шмерц, топ-менеджера одной из крупнейших финансовых групп США – Prudential Finance.

Шмерц рекомендовала взять за образец “Комитет 200” – объединение выдающихся женщин американского бизнеса. А член этого клуба Патриция Клоэрти, председатель фонда Delta Capital, помогла организовать первый российско-американский саммит женщин-лидеров весной 2002 г. Осенью того же года дамы, участвовавшие в саммите с российской стороны, зарегистрировали некоммерческое партнерство “Комитет 20”. На сегодня его действительными членами стали 15 бизнес-леди.

Медман возглавляла клуб три года, а в 2007 г. полномочия президента перешли к Беловой. “По отдельности мы все уже состоялись в бизнесе как лидеры. Теперь возникает другая тема: как в команде профессионалов высокого уровня решить задачи, выходящие за пределы каждого отдельного бизнеса” – так Белова объясняет, зачем невероятно занятые предпринимательницы и топ-менеджеры тратят время на общественную деятельность.

Реформатор

В России пока немного женщин, которые могут похвастаться столь выдающейся деловой карьерой, как у Беловой. Выпускница Московского инженерно-физического института в начале 1990-х отвечала за внешнеэкономические связи и приватизацию в ракетно-космическом объединении “Вымпел”, где, в частности, вместе с Дмитрием Зиминым создавала компанию мобильной связи “Вымпелком”.

В 1993 г. она возглавила российское представительство американской консалтинговой компании Booz, Allen & Hamilton (BA&H). В 1998 г. Белова совершила решительный поворот в карьере. Когда председатель наблюдательного совета BA&H, бывший госсекретарь США Генри Киссинджер публично заявил, что в России фирма не будет активно работать из-за несоответствия местного политического режима “нашим культурным и экономическим принципам”, Белова в знак протеста подала в отставку.

“Никто не мог поверить, что руководитель бизнеса с безукоризненной репутацией и американским соцпакетом уйдет с должности по собственному желанию. Но я так и поступила, сказав, что мне неинтересно отвечать за развитие бизнеса, целью которого является просто формальное присутствие в России”, – рассказывала она позднее в одном из интервью.

Следующие три года Белова провела в российских консалтинговых компаниях “Юникон” и “Современные бизнес-технологии”, а в 2000 г. возглавила группу консультантов правительства, занимавшуюся реформой железнодорожной отрасли. Год спустя тогдашний министр путей сообщения Николай Аксененко позвал Белову к себе в заместители – воплощать реформу в жизнь.

Для железнодорожников ее назначение стало шоком. За 150 лет истории отрасли женщины здесь редко дорастали даже до уровня менеджмента среднего звена. По словам Беловой, ее появление в МПС привело к изменению формата проведения селекторных совещаний: мужчины-руководители изо всех сил старались удержаться от употребления “слов-паразитов”. Ей тоже пришлось изменить образ мыслей, чтобы вжиться в среду железнодорожников, которую она характеризует как довольно жесткую и не ориентированную на взаимопомощь.

Единственная в мире

В “Комитет 20” сейчас входят представители разных отраслей: финансы, информационный бизнес, потребительский сектор, консалтинг, мода. Такой широкий спектр позволяет участницам клуба находить нестандартные решения для собственного бизнеса, ведь женщины, как следует из рассказа моих собеседниц, отличаются большой восприимчивостью к новым идеям.

“Женщины часто работают не только в рамках общепринятой логики, им свойственен интуитивный подход. Порой идеи коллег из других сфер жизни неожиданно заключают в себе решение проблемы, над которой ты думаешь”, – говорит Малыхина. Даже реформу атомной энергетики, которой занимается сейчас Белова, дамы обсуждают в своем кругу – дефицит энергомощностей касается всех.

В крупном западном бизнесе подобный обмен мнениями весьма распространен. Анна Белова несколько лет была участником европейского стратегического наблюдательного совета корпорации Intel, которая ежегодно тестирует новые идеи и продукты среди членов совета, приглашаемых из самых разных секторов экономики. “В конечном итоге это и тебе самой позволяет лучше понять тенденции на твоем рынке”, – поясняет Ольга Дергунова.

Дергунова сделала стремительную карьеру в Microsoft. В 1994 г. она пришла в российское представительство корпорации менеджером по продажам, а уже в 1995 г. была назначена главой представительства корпорации в России и странах СНГ, став единственной женщиной среди региональных директоров корпорации. Для такого успеха у Дергуновой были серьезные предпосылки. Ее мать была программистом, а отец – доктором технических наук. Отучившись на кафедре экономической кибернетики в Московском институте народного хозяйства им. Плеханова, она с 1987 г. занималась программированием в Вычислительном центре АН СССР. Здесь Дергунова писала дипломную работу у Евгения Веселова, автора первого русского текстового редактора “Лексикон”.

В начале 1990-х она занялась продажами программного обеспечения через совместное предприятие при Академии наук. “Оно продавалось на дискетках, на которые наклеивали бумажки и от руки писали, что это за продукт. Мое ноу-хау состояло в том, чтобы делать эти надписи на матричном принтере: и быстрее получается, и выглядит цивильно”, – вспоминала она в одном из интервью. Сейчас Дергунова отвечает за стратегическое развитие российского подразделения Microsoft, продажи которого составляют, по ее словам, сотни миллионов долларов.

Вундеркинд

Обороты бизнеса Малыхиной значительно меньше, зато она создала собственное агентство маркетинговых исследований с нуля, да еще в 17 лет. Стартовый капитал Magram Market Research составлял $500, но первым клиентом был транснациональный гигант Procter & Gamble (P&G). С менеджерами этой компании студентка Академии народного хозяйства познакомилась, подрабатывая переводами на фокус-группах P&G. С тех пор в числе клиентов Magram были десятки крупных корпораций, например Nissan, Xerox, MTV, Внешторгбанк и Sony. Финансовые показатели агентство не раскрывает, но, судя по тому, что Малыхина состоит в “Комитете 20”, выручка ее компаний превышает $10 млн. Помимо маркетинга Малыхина зарабатывает деньги на фитнесе. До недавнего времени она была совладелицей сети “Оранж-фитнес”, третьей по величине в России. Продав свою долю, она теперь занялась развитием новой, массовой сети Republika в “урбанистическом формате модного молодежного фитнес-клуба”. Первые два заведения в Москве уже открыты, в течение двух лет сеть должна вырасти до 20 клубов.

Малыхиной в “Комитете 20” нравится возможность обмена мнениями с коллегами равной весовой категории. А Дергунова считает важным, что в клубе состоят женщины разных возрастов: и предпринимательницы, начинавшие в советское время, и “юные барышни”. Занимаясь бизнесом, и те и другие приходят к похожим выводам.

“Возможность подобного общения – редкость в типичной корпорации”, – говорит Дергунова, а Белова с Малыхиной с ней соглашаются. Конфиденциальность дискуссий по деловым вопросам также является плюсом. “Это среда для профессионального и человеческого роста, в которой всегда можно рассчитывать на дружескую поддержку. Ты всегда можешь провести здесь мозговой штурм для решения проблемы своего бизнеса”, – резюмирует Белова.

Переход на новый уровень

Медман, которая входит в совет директоров Всемирной женской банковской сети и продвигает микрокредитование женского бизнеса в России, отмечает рост числа предпринимательниц в стране, особенно в провинции. “Но женщины как в России, так и во всем мире предпочитают заниматься малым и средним бизнесом. Для них это как продолжение семьи, не случайно они часто привлекают к предпринимательству детей, – поделилась Медман своими наблюдениями в телефонном разговоре с корреспондентом “Ведомостей”. – Это мужчина изначально хочет создать большое дело, а женщина предпочитает концентрироваться на малом и, может быть, даже побаивается переходить на более высокий уровень”.

Чтобы помочь предпринимательницам подняться на новую ступень, “Комитет 20” ведет программу менторинга: регулярно приглашает собственниц малого и среднего бизнеса на развивающие семинары в Москву. Кроме того, члены “Комитета 20” регулярно читают лекции для студентов МГУ и Московской финансово-промышленной академии, а также устраивают их на летние стажировки в свои компании. Причем все это не только для девушек.

“[На стажировках и лекциях] молодые люди развеивают свои стереотипы по поводу лидерства. До сих пор стереотип успешной женщины в России – это главная героиня фильма “Служебный роман”, этакий сухарь. А тут к ним приходят вполне адекватные веселые люди, которые любят свою работу и живут интересной жизнью”, – говорит Малыхина. А Белова добавляет: “Мы своим примером показываем, что становиться лидером и брать на себя ответственность – это не обязательно обрекать себя на лишения”.

По словам Беловой, на свои заседания участницы “Комитета 20” приглашают выступать “сильных женщин”, таких как генерал-майор милиции Татьяна Москалькова, директор Федерального казначейства Татьяна Нестеренко, зампред правления Сбербанка Белла Златкис. Докладчики противоположного пола – редкие гости в клубе. “Для профессионального общения с мужчинами есть множество других площадок, а у нас задача – предоставить трибуну тем, кого нечасто встретишь”, – объясняет Белова.

Саморазвитие

“Нет, мы не против мужчин, мы, наоборот, за!” – смеются дамы. Малыхина вспоминает, как одна американка из “Комитета 200” на вопрос “Феминистка ли вы?” ответила, что она просто занимается своим делом и не думает о соответствии какому-либо ярлыку. “В отличие от традиционных женских организаций нас беспокоит не дискриминация женщин, а саморазвитие в качестве лидеров бизнеса”, – подтверждает Белова. Она считает, что барьерами для продвижения в бизнесе являются и нормативная среда, и внутренние обстоятельства, и конкретные люди – как мужчины, так и женщины. “В бизнесе понятие “профессионал” – самое важное, а мужчина это или женщина, не имеет значения”, – поддерживает ее Малыхина.

А вот в женских квотах на участие в государственном управлении, по мнению Дергуновой, нет ничего плохого: “То, что в Скандинавии сегодня женщины играют лидирующую роль в правительстве и парламенте, – результат жесткого соблюдения этих квот. Процесс привыкания общества к новым точкам зрения всегда занимает какое-то время”.

Но даже в такой традиционалистской стране, как Китай, дамы пробиваются в высшие эшелоны власти: первый вице-премьер У И, которую Белова знает и называет исключительно умным человеком, отвечает за международную торговлю и внешние инвестиции. В России же дамам в правительстве отводили в лучшем случае социальную тематику, а сейчас и это правило не соблюдается. Дергунова признает, что сегодня в российской политике практически нет женщин-лидеров. Но мои собеседницы не сомневаются, что в России еще появятся политики, сопоставимые по популярности с Маргарет Тэтчер или Хиллари Клинтон.

Может быть, “Комитет 20” мог бы стимулировать этот процесс? Белова говорит, что такой задачи у клуба нет: “Политика – отдельная профессия, а все наши женщины заняты бизнесом. Хотя и нельзя исключать, что со временем у кого-то приоритеты изменятся”. Видимо, поэтому власти деятельностью делового женского клуба не интересуются. “С нашей помощью вряд ли можно привлечь большое количество людей в каких-то политических интересах. Это не деловой совет и не лоббистская организация”, – говорит Дергунова. “Мы не инструментарий, мы создаем площадку для общения, – вторит ей Малыхина. – “Комитет 20” – единственная деловая женская организация такого формата”.

Сквозь шторм

Участницы “Комитета 20” думают не только о работе. Конечно же, они отмечают Международный женский день: “Ну кто же откажется от цветов на 8 Марта?!” В этом году мечтают вместе поехать на Алтай. “Были планы подняться на Монблан, но вот не дошли”, – шутят они. Зато идею переплыть Байкал в шторм Анна Белова и Ольга Дергунова реализовали. “Было очень страшно, но мы на яхте и маленьком катере прошли от Ольхона до бурятского берега, – говорит президент клуба и добавляет: – Конечно, с нами были наши мужчины”.

А вот уроки вождения самолета Белова берет самостоятельно. “Уже поднимаюсь на высоту до 2 км. Это старые такие самолетики, с пропеллером и фонарем над лобовым стеклом, как в старых военных фильмах. Мне очень нравится”, – рассказывает она о своем не вполне безопасном увлечении.

“Однажды пришлось сесть на брюхо в заснеженное поле – отказало правое шасси, – говорит президент “Комитета 20”. – Друзья и муж, узнав об этом, наложили табу на мои полеты и предположили, что мне нужен нормальный самолет, но я сказала, что тогда будет меньше адреналина. Хотя, если серьезно, они, конечно, правы”.