Слова Владимира Соловьева изучат еще раз


Телешоу “К барьеру!” с участием основных кандидатов на пост мэра Самары – Виктора Тархова и Георгия Лиманского – транслировалось в прямом эфире телеканала “Скат” накануне второго тура выборов мэра в октябре 2006 г. Тархов остался недоволен некорректными высказываниями Соловьева в свой адрес. В декабре мэр подал к тележурналисту иск о защите чести, достоинства и деловой репутации, потребовав от Соловьева в качестве компенсации 10 млн руб. В ходе судебного разбирательства московская Гильдия лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам (ГЛЭДИС) провела лингвистическую экспертизу высказываний, подтвердив, что в исследованных фрагментах содержались сведения, порочащие Тархова. Адвокат Соловьева Максим Смаль не согласился с заключением экспертов и представил суду заключение, выполненное по просьбе ответчика Институтом русского языка им. В. В. Виноградова, в котором фрагменты оценивались как выражение субъективного мнения, не порочащее Тархова. Смаль подал ходатайство о проведении повторной экспертизы, но суд отклонил его.

Вчера на очередных слушаниях по делу в Октябрьском районном суде Самары кандидат филологических наук Ирина Левонтина, которая проводила по просьбе ответчика альтернативную лингвистическую экспертизу, подтвердила свою оценку фрагментов дебатов: выражения телеведущего не носят оскорбительного характера. Адвокат Тархова Александр Шаронин продемонстрировал суду видеозапись, сделанную после эфира, где Соловьев нецензурно бранился в адрес, как считает истец, Тархова. Суд удовлетворил ходатайство адвоката Соловьева о повторной экспертизе, проводить ее будет Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции РФ. Дело приостановлено до появления результатов экспертизы.

В словах Соловьева нет ничего оскорбляющего Тархова, утверждает Смаль. В тексте экспертизы появились слова, которые Соловьев не произносил, но эксперты ГЛЭДИС тем не менее дали им оценку, говорит он. Соловьев сказал: “Не надо ему держать удар. В традициях ЮКОСа было бежать, убивать...” В заключении же ГЛЭДИС первая фраза выглядит так: “Не надо ему держать удар, нарушать традиции...”, в итоге весь смысл фразы поменялся, уверен адвокат. Соловьев сообщил “Ведомостям”, что уже обратился в Хамовническую прокуратуру города Москвы по поводу дачи заведомо ложных показаний экспертами ГЛЭДИС.

Шаронин полагает, что искажения в тексте фрагмента, представленного ГЛЭДИС, могли произойти, например, из-за опечатки, а эксперты не сверили выражения с видеозаписью. “Если суть высказывания действительно исказилась, мы просто откажемся от этого фрагмента, – сказал Шаронин, – суть иска от этого не изменится”.

В выводах экспертизы не упоминается, что в словах Соловьева содержится оскорбление, подчеркивает председатель правления ГЛЭДИС Михаил Горбаневский, это гражданское, а не уголовное дело. Про обращение Соловьева в прокуратуру Горбаневский узнал из Интернета и не стал комментировать его до ознакомления с заявлением. Но рассказал, что во время проведения экспертизы на него оказывалось “деликатное по форме, но жесткое по смыслу давление со стороны одного из депутатов Государственной думы, который просил проявить понимание того, что Соловьев не может проиграть это дело”.

Сам Соловьев вчерашним решением суда доволен. По его словам, для него это процесс “мэр против журналиста”, в котором он отстаивает интересы журналистского сообщества перед власть предержащими.

Решающее значение будет иметь заключение Центра судебной экспертизы, это очень серьезная и авторитетная организация, говорит старший юрист юридической фирмы “Магистр & Партнеры” Георгий Осипов. А на взгляд председателя коллегии адвокатов “Самара-адвокат” Александра Паулова, судья просто подстраховывает себя на случай неизбежного обжалования решения в вышестоящей инстанции. Сколько экспертиз не проводи, сказанное Соловьевым в адрес Тархова уже не изменить, заключает адвокат.