Больше не боятся


После кризиса 1998 г. многие инвестбанки свернули операции в России и закрыли здесь “дочек” и представительства, среди них и Lehman Brothers. Как стало известно “Ведомостям”, спустя почти десятилетие он решил вернуться.

“Строить бизнес Lehman Brothers в России будет Ник Йордан”, – рассказал “Ведомостям” сам инвестбанкир. Он уже покинул Deutsche Bank, где проработал 10 лет, и рассчитывает, что в этом году Lehman Brothers зарегистрирует офис в России. Йордан не сказал, какой пост он займет, а два хедхантера говорят, что он будет вице-председателем европейского подразделения и одновременно главой российского офиса Lehman Brothers.

Отсутствие Lehman Brothers в России всегда было заметно – это один из самых уважаемых банков и хорошо, что они приходят в Россию, отмечает зампред правления “Ренессанс Капитала” Боб Форесман. “Во время кризиса 1998 г. они [Lehman Brothers] очень много потеряли, и топ-менеджеры зарекались когда-нибудь что-то делать в России. Так что их возвращение – знаковое событие”, – вторит топ-менеджер крупного западного банка.

Дочерние банки в России есть уже у Morgan Stanley, Credit Suisse, J.P. Morgan Chase, Citigroup и UBS, недавно брокерскую лицензию получил Goldman Sachs, работает здесь и представительство Merrill Lynch. По информации Financial Times, вопрос о выходе в Россию обсуждался в руководстве Lehman Brothers в последние месяцы. Некоторые топ-менеджеры, включая руководителей лондонского офиса, уверяли, что, если в ближайшее время Lehman не начнет работать в России, он рискует сильно отстать от конкурентов. Скептики из нью-йоркского офиса во главе с Диком Фалдом, председателем совета директоров и гендиректором Lehman, опасались за сотрудников: банк нанял фирму, специализирующуюся на вопросах безопасности, которая должна оценить возможность открытия офиса в Москве и поселения сотрудников, пишет FT. В Lehman Brothers от комментариев отказались.

Ник Йордан уверяет, что опасения за физическую безопасность – старый подход, которого банк придерживался восемь лет назад: “То, что Lehman Brothers нанял меня и открывает здесь офис, означает, что банк поменял взгляды на Россию и на ее риски”.

Lehman Brothers искал руководителя российского офиса несколько месяцев, рассказывает топ-менеджер крупного западного инвестбанка. Выбор оказался удачным, убеждены участники рынка. Йордан – отличный финансист, работавший в ведущих банках мира и прекрасно знакомый с особенностями российского бизнеса. Его дед служил в правительстве Столыпина, а после революции эмигрировал из России. С 1996 г. Йордан работал в Deutsche Bank, был вице-председателем глобального департамента банковских услуг по Европе. На российском рынке мало людей, так хорошо знакомых с его реалиями, как Йордан, убежден Форесман. В российский бизнес его привел младший брат Борис, в 1993-94 гг. возглавлявший московское отделение Credit Suisse, а в 1995 г. создавший инвесткомпанию “Ренессанс Капитал”.

В Deutsche Bank Ник Йордан поучаствовал во многих заметных сделках. В 1997 г. он вместе с братом участвовал в приватизации блокпакета “Связьинвеста” – “Ренессанс Капитал” и Deutsche Morgan Grenfell, которую возглавлял Ник Йордан, были в составе консорциума Mustcom, которому достался пакет. Год спустя Йордан участвовал в переговорах о реструктуризации ГКО-ОФЗ – Deutsche Bank возглавлял комитет иностранных кредиторов российского правительства. В 2004 г. Йордан посоветовал Алексею Миллеру принять участие в торгах по “Юганскнефтегазу”, а также подумать над приобретением “Сибнефти” и “Сургутнефтегаза”. Deutsche Bank предлагал финансировать покупку. “Юганскнефтегаз” монополия упустила, зато приобрела “Сибнефть”. Йордан курировал покупку Объединенной финансовой группы.

Успехи Lehman Brothers на российском рынке гораздо скромнее. Он участвовал в продаже “Пивоварен Ивана Таранова” Heineken и организовал продажу ЮКОСом 53,7% акций литовской Mazeikiu nafta польскому PKN Orlen. “Чемоданные банкиры – сложно вести бизнес без местного офиса”, – говорит топ-менеджер крупного инвестбанка.

Сейчас Lehman Brothers подбирает персонал для российского офиса. По сведениям хедхантеров и банкиров, переговоры активно ведутся, но, так как офиса у компании пока нет, официально нанятых людей тоже нет. Йордан уверяет, что у него уже есть команда, но никого персонально не называет: “Это люди, с которыми я работаю много лет и которые пойдут за мной”.

В Deutsche Bank отказались обсуждать уход Йордана. “Он много сделал для объединения команд Deutsche Bank и UFG, и мы желаем ему удачи на новом месте”, – передал через пресс-службу главный управляющий директор группы Deutsche Bank в России Чарльз Райан.