Цифровая пропасть все шире


В Кремниевой долине, высокотехнологичном регионе США, на прошлой неделе прошла конференция, спонсированная ООН. В ней приняли участие как руководители компаний, так и высокопоставленные чиновники из развивающихся стран. Представители ООН призвали участников выработать новый, более систематичный подход к продвижению информационных и телекоммуникационных технологий в бедных странах. До сих пор для большинства IT-компаний эта сфера была чем-то вроде общественной деятельности, а проекты носили характер разрозненных экспериментов.

Однако сейчас западные компании стали больше фокусировать бизнес на развивающихся странах. “Число наших пользователей составляет порядка миллиарда, и нас очень интересует, откуда возьмется еще миллиард”, – сказал Крейг Барретт, председатель совета директоров корпорации Intel и глава организованного ООН комитета по проблеме “цифровой пропасти”.

Традиционно компании из Кремниевой долины создавали технологии для западного мира и лишь потом пытались приспособить их к особенностям бедных стран. В результате развивающиеся страны получали продукты, не соответствовавшие их реальным потребностям. “Кремниевой долине предлагается весьма непростая задача, – заявил Фаррух Кайюм, пакистанский министр информационных и телекоммуникационных технологий. – Конечно, и зрелые рынки нуждаются в новых продуктах, но необходимо более пристально взглянуть на нужды людей, которые должны стать вашими клиентами в развивающихся государствах”.

С этим согласился и Томас Маккой, административный директор корпорации AMD, специализирующейся, как и Intel, на производстве микросхем. “Потенциал Кремниевой долины еще не полностью реализован в таких областях, как инновации, рассчитанные на эти гигантские рынки. Нельзя сначала создать навороченный мерседес, а затем пытаться упростить его”.

IT-компании могут многому научиться на опыте своих коллег из мира мобильной телефонии: те намного успешнее осваивают развивающиеся рынки, а число сотовых абонентов превысило 2 млрд. “Конечно, мобильная телефония рассчитана на удовлетворение одной из основных потребностей, потребностей в общении, – рассуждает Барретт. – IT-компаниям придется пройти более долгий путь. Полезность и востребованность их продукции во многом зависит от наличии местного цифрового контента, доступного через Интернет. Кроме того, для использования сетевых технологий требуется образование”.

Другие участники встречи подчеркивали, что внедрению высоких технологий должна предшествовать исследовательская работа по выявлению основных потребностей целевой аудитории в развивающихся странах. “Мы не знаем, каковы эти потребности, что нужно живущим в бедности крестьянам Африки”, – признал Маккой. Мери Смарагдис, директор благотворительного фонда, учрежденного Sun Microsystems, отметила, что участники проектов по продвижению IT должны в первую очередь четко договориться между собой о приоритетах. “Если этого не сделать, компании и правительственные структуры не сумеют определить нужный порядок действий, – предупреждает Смарагдис. – Пока что согласованности в работе не видно. Каждый участник смотрит на проблему сквозь собственный фильтр”.

Упрекая компании Кремниевой долины в недостаточном внимании к данной проблеме, многие для сравнения упоминают проект “По одному ноутбуку на каждого ребенка”, среди участников которого нет ни одной компании из Кремниевой долины. (FT, 2.03.2007, Александр Силонов)