Госдума освоила бюджет


В среду Госдума приняла в первом чтении поправки в Бюджетный кодекс, которые вводят с 2008 г. трехлетнее планирование бюджета, меняют порядок утверждения бюджетных инвестиций и ограничивают дефицит на уровне 2% ВВП. Но ко второму чтению, которое намечено на 5 апреля, документ сильно изменится: претензии к нему есть у всех основных думских комитетов.

Главное недовольство депутатов вызвано тем, что, по их мнению, поправки существенно ограничивают роль парламента в бюджетном процессе. Новая редакция кодекса предусматривает, что инвестпроекты стоимостью до 600 млн руб. будут утверждаться ведомствами, более 600 млн руб. – правительством. Только объекты дороже 10 млрд руб. удостоятся отдельной строки в бюджете, а об инвестициях в объекты стоимостью от 100 млн руб. до 10 млрд руб. депутаты будут голосовать “оптом” – за их общую сумму в разделе бюджета. “Это заигрывание с парламентом: проектов более 10 млрд руб. может вообще не быть”, – возмущается зампред бюджетного комитета Госдумы Виталий Шуба. Он предлагает принципиально изменить подход к утверждению инвестиций вплоть до того, что каждую ФЦП принимать отдельным законом. “Любая партия идет на выборы, обещая что-то изменить, а эти поправки лишают нас такой возможности”, – объясняет он. Бюджетному комитету также не нравится то, что расходы бюджета по обязательствам перед населением будут утверждаться уже в первом чтении. Депутаты настаивают на том, чтобы в первом чтении утверждать лишь общую сумму обязательств государства, а окончательное распределение расходов сделать предметом второго чтения.

Федеральный бюджет утверждается на три года, а регионы и муниципалитеты смогут верстать бюджеты как сразу на три, так и на год со среднесрочным финпланом, отмечается в заключении комитета по промышленности. Но полноценного трехлетнего планирования у муниципалитетов не получится, если то же самое одновременно не сделают регионы, считает председатель комитета Мартин Шаккум. Муниципалитеты получают из регионов значительную долю средств и иначе не смогут прогнозировать доходы, объясняет он.

Проблемами регионов озабочен и комитет по экономической политике. Согласно новой редакции БК, высокодотационные субъекты (с долей межбюджетных трансфертов более 60% доходов) будут обязаны заключать с вышестоящими финансовыми органами соглашения “о повышении эффективности использования бюджетных средств”, их будут ежегодно проверять внешние контролеры. Это ограничивает права субъектов в использовании средств региональных бюджетов, считает председатель комитета по экономполитике Евгений Федоров.

Комитет по труду и соцполитике недоволен монополией бюджетного комитета при рассмотрении бюджетов пенсионного фонда и внебюджетных фондов через Думу. Социальные фонды созданы, чтобы решать проблемы граждан, а предлагаемый порядок усиливает фискальную составляющую, неправомерно отрывая формирование источников финансирования от выработки идеологии в сфере соцполитики, считает глава комитета Андрей Исаев. Минфин к большинству депутатских претензий относится скептически. “Судя по претензиям, не все депутаты успели даже прочитать законопроект: никакого ущемления их прав в поправках нет – либо все остается как есть, либо их полномочия даже расширяются”, – говорит директор департамента бюджетной политики Минфина Алексей Лавров. Например, сейчас парламент вообще никаких конкретных инвестиционных проектов не утверждает, а мы даем им возможность утверждать самые крупные проекты, рассуждает он. По словам Лаврова, норма, обязывающая высокодотационные регионы заключать соглашения об эффективном использовании бюджетных средств, поможет им более рационально распорядиться финансовой помощью, а муниципалитеты смогут спокойно составлять бюджет на три года, ориентируясь на перспективный финансовый план региона. Единственный вопрос, в котором депутаты сошлись с Минфином, – это необходимость преобразовать стабфонд (он будет разделен на фонд будущих поколений и резервную часть). Минфин планирует внести необходимые изменения ко второму чтению.