“Лукойлу” не отдали заправки


В январе “Нижневолжскнефтепродукт” обратился в ФАС с ходатайством о приобретении двух волгоградских фирм – ООО “Випойл-инвест” (71,94% долей) и ООО “Проэкс” (100%). Первая владеет 19 автозаправочными комплексами в Волгограде и является вторым после самого “Нижневолжскнефтепродукта” продавцом топлива в городе (у того 41 АЗС). “Проэкс” управляет тремя станциями в г. Волжском Волгоградской области.

Ранее “дочка” “Лукойла” уже обращалась с аналогичной просьбой в Управление ФАС по Волгоградской области, но получила отказ. А на минувшей неделе о таком же решении объявила ФАС. Заместитель руководителя службы Анатолий Голомолзин пояснил “Ведомостям”, что доля “Лукойла” на волгоградском розничном рынке составляет примерно 80% по низкооктановому бензину, около 40% – по его высокооктановым маркам и более 50% – по дизельному топливу. “Это уже доминирующее положение, и мы не могли допустить, чтобы оно еще больше укрепилось, – говорит чиновник. – Ведь если бы мы разрешили сделки, компания контролировала бы в целом более 65% волгоградского рынка нефтепродуктов”. Голомолзин утверждает, что при прочих равных условиях доминирование в регионе одной нефтяной компании, как правило, приводит к тому, что бензин стоит на 1–3% дороже, чем там, где есть конкуренция.

Как говорит представитель ФАС, это далеко не первый случай, когда служба блокирует сделки в сфере ТЭКа. По его словам, в 2002–2003 гг. Управление ФАС по Ульяновской области опротестовало покупку ЮКОСом, уже доминировавшим на региональном рынке, еще одной независимой сети АЗС. “Сделка уже была заключена, причем на подставную фирму, но нам удалось добиться ее отмены в судебном порядке, – вспоминает чиновник. – В другом случае мы по антимонопольным соображениям воспрепятствовали приобретению “Газпромрегионгазом” [“дочка” “Газпрома”] локальных газораспределительных сетей в Башкирии”.

“В Волгограде “Лукойл” не только доминирует на розничном рынке, но и владеет НПЗ, – отмечает исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. – Поэтому там он царь и бог”. Ему вторит один из участников волгоградского розничного рынка нефтепродуктов. Собеседник “Ведомостей” утверждает, что “Лукойл” стремится всячески осложнить жизнь независимым от него владельцам АЗС: “Был период, когда розничные цены компании равнялись оптовым, а в такой ситуации конкурировать затруднительно”. Сергиенко не исключает, что “Лукойл” будет искать способы обойти запрет ФАС. Возможно, он возьмет заправки в аренду или их купит компания, формально не связанная с нефтяниками, прогнозирует Сергиенко.

Но Голомолзин верит в чистоплотность “Лукойла”. “Покупать на подставных игроков – обычай 10-летней давности, – говорит он. – Сейчас компании, тем более такие серьезные, как “Лукойл”, избегают сделок, которые нельзя показать в отчетности и которые портят их инвестиционный имидж”. Что же до аренды, то на нее тоже требуется одобрение ФАС, замечает Голомолзин.