От червонцев до икон


Дресс-код на торгах – просто нарочитый casual. Атмосфера рабочая, напряженная и душная (в этот раз участников было больше, чем стульев в торговом зале). Портреты покупателей разительно меняются в зависимости от стрингов – разделов аукциона. Вот, к примеру, нумизматы – сплошь дилеры: исключительно мужчины, в кепках, черных куртках, джинсах и забрызганных грязью ботинках. Подчеркнуто скромный вид, впрочем, не помешал кому-то из них купить за 40 тыс. долларов золотой червонец 1739 года (самая крупная продажа нумизматического стринга) и смести все остальное золото (рубли и червонцы разных эпох) по 10–20 тыс. за лот.

Нумизматов сменили любители более «тяжелых» видов антиквариата: живописи, букинистики, мебели, ювелирки и так далее. Появились дамы-коллекционеры в роскошных меховых манто, увешанные внушительными антикварными украшениями. Но на светский раут все равно похоже не стало, не давали даже воды: а ведь торги продолжались с 12 дня до 8 вечера. Мужчина в рваных джинсах не выдержал: «Это же еще продлится часа четыре, не дождемся мы твоей ювелирки». Дама в норковой курточке упрашивала: «Милый, ну еще хоть немножечко, ну давай посидим».

Общий объем продаж в этом стринге составил 2,5–3 млн долларов, что уже сопоставимо с «русскими торгами» на Западе. В числе крупнейших продаж ваза «Цапли» Императорского фарфорового завода (1896 г., 36,5 тыс. долл., в 7 раз выше стартовой цены); за 32,7 тыс. долл. ушло 3-е прижизненное издание пушкинского «Евгения Онегина» (в 21 раз выше старта). Пейзаж передвижника Льва Каменева стал топ-лотом в разделе «Живопись» – 107,7 тыс.!

Наконец пришла очередь икон. Особое внимание привлекали 22 иконы из коллекции писателя Анатолия Приставкина. Коллекция сложилась едва ли не случайно: какие-то доски известному писателю дарили, какие-то – брошенные, обреченные на гибель – он нашел сам. Постепенно составилось небольшое собрание, не систематизированное ни по времени, ни по стилю. Художественные достоинства вещей тоже весьма разные. По словам Анатолия Игнатьевича, расставаться с каждой вещью ему безумно трудно, но «обстоятельства заставляют». Самой дорогой иконой из собрания Приставкина оказалось в результате «Рождество Христово», датированное первой четвертью XVI века. Лот поднялся в цене в пять раз и был продан за 73 тыс. долларов.

Топ-лотом всего аукциона тоже оказалась икона, правда, уже не имеющая отношения к Приставкину. Икону «Св. Николай в житии» ростовской школы, датированную аж второй половиной XV века, специалисты называют произведением музейного уровня. Вещь была продана за 270 тыс. долл. (7 млн руб.). Раньше на официальных торгах в России таких денег за икону не платили.