Заговоривший бигмак


Этот 540-страничный труд не раз обманывает читательские ожидания. Начать с названия. Раз уж нам обещают рассказать, о чем молчит бигмак, так и ждешь страшных тайн, скрывающихся за яркими неоновыми вывесками мирового бренда: антисанитария, корыстные менеджеры – наймиты мирового капитализма, жестоко эксплуатирующие наивных туземных мальчишек и девчонок, и главное – вредная пластмассовая еда. Словом, все то, что мы уже видели в документальном фильме Моргана Сперлока «Двойная порция» (герой в течение месяца питался только в «Мадоналдсе» и к концу этого испытательного срока – кто бы мог подумать! – изрядно прибавил в весе и подпортил здоровье).

Однако ничуть не бывало. Автор ведет подробный рассказ о том, как закусочная в калифорнийском городке Сан-Бернардино, принадлежавшая двум братьям Макдоналдам (превосходным организаторам производства, но никудышным бизнесменам), превратилась в крупнейшую в мире сеть быстрого питания. И при этом все время подчеркивает ее жесточайшие стандарты качества и передовые методы работы с «человеческим фактором». Стало быть, перед нами пример высококачественной заказухи? Опять нет: по уверениям Джона Ф. Лава, он никогда не работал на «Макдоналдс» и не получал от него заказа, хотя, конечно, признателен руководителям корпорации за готовность, с которой они шли на контакт и отвечали на его вопросы.

Из благодарностей автора в начале книги следует, что свой пятилетний труд в общих чертах он закончил в ноябре 1986 года, то есть еще до того, как желтая буковка М стала жупелом глобализации и пришла в Россию. Правда, в последней главе рассказывается как раз об открытии ресторанов в Москве в январе 1990 года (оказывается, перестройка здесь ни при чем: переговоры с советскими властями шли еще со времен московской Олимпиады) и приводится триумфальная статистика за 1992 год. Так какого все-таки года оригинальная книга, перевод которой выходит в 2007 году? Русское издание об этом стыдливо умалчивает, но недолгие поиски в Интернете показывают: второе дополненное издание датировано 1995 годом.

Между тем такая стыдливость совершенно неуместна. Потому что книга ценна не последними новостями о шествии гамбургера по планете, а тем, что подробно объясняет базовые принципы организации бизнеса, сделавшие это шествие возможным. Но, конечно, не забыты и обычные деловые добродетели: трудолюбие, умение видеть перспективу, готовность брать на себя ответственность и постоянно искать новые нестандартные ходы. И эти принципы, иллюстрируемые на примере развития конкретной суперуспешной фирмы, конечно, применимы не только к фаст-фуду.

Джон Ф. Лав. «McDonald’s. О чем молчит бигмак». – М.: Эксмо, 2007