Бакалавры рынку не по нраву


В пятницу правительство одобрило законопроект, который полностью изменит систему высшего образования. С 2008 г. в России появятся два самостоятельных уровня высшего образования с отдельными госстандартами, вступительными экзаменами и итоговой аттестацией. Первый уровень – бакалавриат (3–4 года обучения), второй – магистратура (два года после бакалавриата), а по некоторым программам вузы продолжат готовить специалистов (не менее пяти лет). Студентов-бакалавров будут учить базовым профессиям (их число сократится со 120 до 60–100) – например, инженер, журналист, а углубленную специализацию (инженер-атомщик, журналист-телевизионщик) будут преподавать поступившим на второй уровень, исходя из кадровых потребностей экономики. Нововведения не коснутся лечебных факультетов медицинских вузов и, возможно, некоторых творческих специальностей, уточняет сотрудник Минобразования.

Вуз теперь не будет пытаться “довести” работника до конкретного рабочего места – специальные знания выпускник получит уже на производстве, объясняет суть новой системы министр образования Андрей Фурсенко. По его словам, ни одна программа подготовки не может обеспечить полного совпадения между потребностями рабочего места и характеристиками работника, поэтому выпускникам все равно приходится переучиваться. Фурсенко рассчитывает, что принятие законопроекта поможет устранить несоответствие между спросом и предложением на рынке труда.

Но вузам нововведение не нравится. Проректор Ростовского госуниверситета Наталья Изотова говорит, что в ее вузе эксперимент по введению двухуровневой системы ведется с 1992 г., но “рынок на бакалавров реагирует не очень хорошо – лучше трудоустраиваются специалисты”. Уровень образования выпускников резко снизится, ведь бакалавр – это недоученный специалист, расстроен проректор Института культуры Виктор Чижиков. По его мнению, вузы должны сами решать, переходить ли на двухуровневую систему. С ним согласен ректор Института международного права и экономики им. Грибоедова Павел Пилипенко, полагая, что реформа затеяна из желания сэкономить средства бюджета.

Вузы сопротивляются переменам потому, что ломается структура безответственности, в которой они существовали, не имея никакого взаимодействия с рынком труда, уверен ректор института образовательной политики “Эврика” Александр Адамский. А бизнесменам все равно, как выпускник будет называться и сколько лет проучится в вузе: главное – чтобы он обладал знаниями, говорит замгендиректора по работе с персоналом “Северсталь групп” Андрей Митюков. “Выпускники приходят на работу с теоретической базой, которая мало применима на практике, и мы вынуждены их доучивать”, – соглашается начальник отдела кадров “Силовых машин” Кирилл Катанов. РСПП сейчас разрабатывает профстандарты – набор конкретных качеств и знаний, которые необходимы для трудоустройства в той или иной отрасли, рассказывает глава IBS Анатолий Карачинский. По его словам, уже почти доработаны профстандарты в атомной, авиа- и IT-областях и теперь идут переговоры с Минобразования о том, чтобы оно учло пожелания бизнеса при разработке учебных программ.