ОРИЕНТИРЫ: Земля и квадратные метры


Эксперты и чиновники сходятся в том, что главная причина высоких цен на новое жилье – недостаток свободных участков. Застройщики полагают, что дефицит возник из-за монополизма в их распределении и недостаточно активного освоения промзон, а чиновники уверены: развитию жилищного строительства мешают люди. И не только приезжие покупатели. А обычные горожане, которые, как показали события в Бутове и других районах, не понимают своего переселенческого счастья и “проявляют жлобство” (по выражению мэра Юрия Лужкова), защищая права на жилище под прикрытием теле- и фотообъективов, сдерживающих служебное рвение приставов и милиции.

Чтобы нацпроект воплощался в жизнь без сучка и задоринки, департамент земельных ресурсов мэрии разработал проект постановления “О взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы по вопросам, касающимся изъятия земельных участков в г. Москве”, которое было принято столичным правительством в середине февраля. Мэр Юрий Лужков, одобрив в целом этот “нормальный” документ, все же признал, что вопрос “сложный”.

Чиновников огорчало, что “возможность реализации градостроительных проектов <...> ограничивается наличием земельных участков, использование которых не отвечает потребностям развития городской инфраструктуры, но права на которые приобретены их владельцами на законных основаниях”. Преодолеть эту досадную преграду в мэрии хотят весьма своеобразно. Чиновники надеются приравнять возведение домов и объектов инфраструктуры к городским государственным нуждам. Тогда решение об изъятии участка для нового строительства согласно генплану будет оформляться постановлением правительства Москвы.

Московских чиновников не смущает, что строительство жилых домов не входит в утвержденный статьей 49 Земельного кодекса исчерпывающий перечень государственных и муниципальных нужд, а статья 63 Градостроительного кодекса указывает, что выкупать землю согласно генплану можно только с согласия гордумы.

Если документ вступит в силу в нынешней редакции, то чиновники мэрии и префектур получат дополнительные возможности для переселения жильцов и организаций. Оценку объектов недвижимости для выплаты компенсаций будут заказывать они же. Примеров такой оценки немало. Осенью 2006 г. обитателю Остоженки предлагали продать квартиру по $8000 за 1 кв. м вместо $12 000, а жительнице Южного Бутова Ольге Прокофьевой навязывали летом прошлого года обмен дома и участка в 10 соток рыночной стоимостью $250 000–300 000 на 1-комнатную квартиру красной ценой $100 000.

Немногим ранее правительство Москвы приняло другое постановление, которое должно обезопасить столичную недвижимость от скупки приезжими и снизить цены на квартиры для тех, кто живет в столице более 10 лет. Компаниям, предложившим наиболее льготные условия для москвичей, обещаны преференции при выделении участков. В итоге получится, что жители столицы смогут купить квартиры по демпинговым ценам, но с весьма условным правом распоряжаться дешевой собственностью. Чиновники могут потребовать землю под домом “для госнужд”.

Но столичные чиновники не учитывают, что москвичи накопили богатый опыт тяжб с властями. Пенсионерка Тамара Близинская защитила свое право бесплатно получить в собственность участок земли в Новокосине в 12 соток (чиновники требовали, чтобы она вносила за площадь свыше 6 соток ежегодную арендную плату 4000 руб.) в Конституционном суде, который решил в 2001 г., что ограничение площади участка, бесплатно передаваемого в собственность, противоречит Конституции. Жители домов 20–24 по Ленинскому проспекту Светлана Королева и Евгений Сосновских добились отмены постановления правительства Москвы о строительстве гаражей на территории Нескучного сада в Президиуме Верховного суда. Неблагодарные обладатели “льготных” квартир вполне могут пополнить ряды истцов.