НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Приложение к поиску


Джон Бэттелл хотел на примере поиска в Сети “рассказать историю современной эры Интернета во всех ее культурных и коммерческих нюансах” – и блестяще с этой задачей справился. Не случайно его труд назван лучшей деловой книгой 2005 г. по версии Financial Times и Goldman Sacks.

По мнению Бэттелла, одной из главных причин “второго пришествия” Сети стал именно поиск: “Новаторские компании выяснили, как поставлять хорошие услуги в режиме онлайн (и получать за это деньги), обнаруживая устойчивые модели потока наших кликов. Ссылка за ссылкой, поиск создает, возможно, самый продолжительный во времени, обширный и важный культурный артефакт в истории человечества: базу данных поисковых запросов”.

Однако вовсе не сетевые гиганты изобрели современную модель бизнеса в Интернете. Слава первооткрывателя принадлежит серийному предпринимателю Биллу Гроссу, основателю множества компаний и создателю программы Magellan – ранней версии того, что ныне называется диспетчером файлов. Как пишет Бэттелл, “компания, которую создал Гросс, позже превратилась в Overture, гиганта платного поиска, который в 2003 г. купила Yahoo! за $1,6 млрд”. Покупка нужна была этой компании для гонки за лидером – компанией Google, рост доходов которой за какие-то пять лет, по версии Deloitte Touche, составил поразительные 400 000%. Истоки же Google автор обнаружил в стенах Стэндфордского университета, студенты которого “вечно мечтают создать собственный бизнес или найти работу во вновь образованной компании до выпуска акций”. Лари Пейдж и Сергей Брин прошли этот путь, но сначала победили соперников по науке: их работа “Анализ крупномасштабной гипертекстовой поисковой системы” стала, как отмечает Бэттелл, самым цитируемым исследованием в мире. Изучая науку со скучным названием библиометрия, посвященную письменным документам и структуре цитат в них, юные аспиранты разработали систему ранжирования, ставшую ключевой концепцией всего поиска Google.

Поразительный финансовый рост компании шел вровень с не менее впечатляющим ростом численности ее сотрудников: если в первый год работы штат вырос от нескольких человек до 40 сотрудников, то к концу 2000 г. в ней уже работало более 150 человек, а теперь – несколько тысяч. Основателям удалось, по мнению автора, сохранить уникальный подход компании к найму людей: “Руководители Google до сих пор сравнивают внутреннюю культуру компании с атмосферой элитной аспирантуры”. Вместо громоздких проектов, требующих иерархии и участия десятков разработчиков, в компании создана динамичная плоская структура, генерирующая инновации: разработчики рвутся в список 100 лучших проектов, “чтобы их проект оказался как можно ближе к началу списка, – очень похоже на результаты поиска, выдаваемые Google”.

Иногда колумнист Бэттелл грешит футурологией и рисует картины будущего, где вместо вездесущих штрих-кодов появится простой чип RFID (радиочастотный идентификатор) – и уже невозможно будет потерять, например, багаж, так как любой человек в Сети сможет “с помощью Google в реальном времени отслеживать перемещения своего чемодана”. И, похоже, Бэттелл не одинок в своих предсказаниях. Йен Педерсен из компании Yahoo! как-то пошутил: “Мы рассматриваем шопинг просто как приложение к поиску”. Что к этому добавить? Даже чтение этой книги можно рассматривать как приложение к поиску.