ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ


Надзор по мотивам

На статью “Банковский надзор: о мнимых и реальных проблемах” (№ 40 от 7.03.2007, стр. А4)

Напомним, что автор статьи – один из создателей нынешней идеологии банковского надзора в России, отличающегося крайней непрозрачностью и безграничным произволом. Поэтому интересна следующая цитата: “В зарубежных практиках банковский надзор построен почти полностью на принципе профессионального мотивированного суждения надзорного органа, который и занимается толкованием правовых норм”.

На самом деле банковский надзор в подавляющем большинстве стран построен на “Основополагающих принципах эффективного банковского надзора” (Базельских принципах), рекомендованных к реализации еще в 1997 г. Согласно им национальное банковское законодательство может предоставлять надзорным органам право применения качественного анализа состояния банков. Где в этой формулировке право надзора на “толкование правовых норм”? Оно вообще не требуется, если законы подробно описывают всю процедуру, либо принадлежит судам, если возникают споры. Лишь в России это право оказалось узурпированным ЦБ, им же в нарушение Базельских принципов созданы и сами “правовые” нормы. А ссылка на “мотивированное суждение” вряд ли вообще применима к надзору, осуществляемому честными чиновниками. Ведь в соответствии со словарем мотив – это то, что побуждает человека к деятельности, то, ради чего она совершается. Значит, мотивированное суждение – это умозаключение, основывающееся не на имеющихся фактах (например, неисполнении банками установленных правил), а на поставленных целях (например, желании получить с них взятку).

Напомним также и о том, что в 2006 г. была одобрена уточненная версия Базельских принципов, согласно которой надзорному органу разрешается применять качественные суждения не тогда, когда ему заблагорассудится, а лишь “при защите безопасности и устойчивости банка под его юрисдикцией”.

Кстати, в прошлом году Базельский комитет установил дополнительные требования к надзорным органам – транспарентные процедуры деятельности и подотчетность при выполнении обязанностей. Теперь органы банковского надзора должны публично заявлять цели своей деятельности и обеспечить условия общественного контроля за их достижением.

А ведь это ровно то, чего во все последние годы так не хватало надзорному блоку нашего ЦБ!

Андрей Черепанов, руководитель “Проекта национального развития”