Эксклюзивные претензии


Рыночная тактика Coca-Cola НВС заинтересовала Красноярский УФАС летом 2005 г., после проверки договора с местным цирком. В договоре был пункт, запрещающий продавать безалкогольные напитки других производителей, и требования об ограничении торговой наценки для продавца. В ходе проверки УФАС установило, что требование об эксклюзивности и ограничение торговой наценки Coca-Cola HBC практиковала с другими торговыми и развлекательными компаниями Красноярска. В июле 2005 г. антимонопольщики возбудили дело в отношении Coca-Cola HBC по п. 5 ст. 6 закона “О конкуренции”, но уже в августе 2005 г. компания заверила ФАС, что перезаключит договоры в крае и исключит пункты, ограничивающие конкуренцию.

Выставив претензии Coca-Cola HBC, краевое УФАС возбудило дело и в отношении Pepsi International Bottlers (екатеринбургской “дочки” Pepsi Bottling Group), также обнаружив более 100 договоров, в которых компания запрещала продавцам сбывать напитки прямого конкурента – компании Coca-Cola HBC и ограничивала в договорах торговую наценку ритейлеров. Pepsi также пошла на уступки госорганам. ФАС прекратила дела в отношении Coca-Cola HBC и Pepsi International Bottlers.

Вчера замруководителя Красноярского УФАС Олег Харченко сообщил, что 6 марта 2007 г. ведомство возобновило дело в отношении Coca-Cola HBC после очередной проверки договоров торговых компаний Красноярска, обнаружив 20 случаев нарушений конкуренции. “Нарушения те же самые – требования об эксклюзивности и ограничения торговой наценки, – утверждает Харченко. – Подобных договоров Pepsi мы не нашли, хотя делали объективную выборку”.

По данным Харченко, дискриминационные договоры у Coca-Cola HBC сейчас заключены лишь с небольшими торговцами, назвать которых он отказался.

Пресс-секретарь московского представительства компании Coca-Cola Владимир Кравцов сообщил “Ведомостям”, что Coca-Cola HBC уже готовит документы по запросу Красноярского УФАС. “О возбуждении дела в компании пока не знают и не комментируют претензии УФАС до выяснения ситуации”, – заявил Кравцов.

Но опрошенные “Ведомостями” представители торговых компаний, продающих напитки Coca-Cola, не жалуются на поставщика. Директор красноярского магазина “Пятачок” Евгения Морозова говорит, что Coca-Cola действительно ограничивает торговую наценку на продукцию 20%, но это не ущемляет интересы ритейлера. “Наша традиционная наценка – 15%, ограничение Coca-Cola не влияет на нашу ценовую политику”, – говорит Морозова. А менеджер красноярского суши-бара Peаrl Harbor сказал, что заведение изначально реализует продукцию Coca-Cola и не работает с Pepsi, хотя Coca-Cola никогда не настаивала на ограничении ассортимента напитков Peаrl Harbor, и если у посетителей будут пожелания относительно Pepsi, то заведение будет продавать напитки и этого производителя.

По данным начальника дирекции закупки красноярской “Пятерочки” Максима Вертунова, в 2005 г. Coca-Cola изменила договоры со всеми сетевыми ритейлерами края. “Мы работаем и с Coca-Cola, и с Pepsi, – заявил Вертунов. – Но, по сути, эксклюзивные договоры – нормальная деловая практика, иногда они укрепляют долгосрочные отношения партнеров”.

По мнению начальника отдела юридической компании “Частное право” Павла Посашкова, доказав систематическое осуществление монополистической деятельности Coca-Cola, УФАС сможет выдать предписание о принудительном разделении компании. “Но механизм такого разделения не прописан законом, и, скорее всего, антимонопольная служба предпишет Coca-Cola прекратить нарушение законодательства, – говорит Посашков. – В случае неисполнения предписания УФАС может понудить компанию к перезаключению договоров через арбитраж”.