“Как Бонапарт из России”


С 2005 г. Moody’s стало пересматривать методологию рейтингов, добавив новый критерий оценки, учитывающий поддержку, которую компаниям может оказать государство, а также их положение в случае суверенного дефолта. Затем последовал глобальный пересмотр рейтингов госкомпаний, региональных и местных правительств стран за пределами США. На 2007 г. была запланирована переоценка банковских рейтингов, главными из которых являются рейтинг валютных депозитов и рейтинг долгосрочных долговых обязательств. Поддержка банков, по мнению Moody’s, “может включать стабилизационный кредит, гарантирование депозитов, рекапитализацию на средства правительства, покупку активов, обмен бондов на гособлигации” и др.

С конца февраля Moody’s начало публиковать рейтинги с учетом новых критериев: нужно было заново оценить более 1000 банков более чем в 90 странах. “Может быть повышен рейтинг весьма значительного числа банков, у некоторых он может быть понижен”, – сообщал тогда Дэвид Фэнгер, директор по кредитным рейтингам финансовых институтов Moody’s.

Но далеко агентство не продвинулось. Поздно вечером в пятницу оно сообщило, что приостанавливает публикацию обновленных рейтингов, чтобы уточнить применение новых критериев оценки. “В целом участники рынка поддержали аналитические принципы [новой методологии], учитывающей внешние источники поддержки, которые могут быть использованы для предотвращения дефолта банков, – заявил Крис Махоуни, председатель кредитного комитета Moody’s. – Однако слишком строгое применение такого подхода может привести к тому, что рейтинги будут в недостаточной степени указывать на различия в кредитоспособности банков и не будут соответствовать ожиданиям пользователей нашей системы рейтингов”. Возобновить публикацию Moody’s планирует 16 марта.

“Такого отступления не было с тех пор, как Бонапарт позабыл припасти лишнюю шубу для русской зимы – так в понедельник прокомментировал решение Moody’s Том Дженкинс, старший кредитный аналитик Royal Bank of Scotland. – [Это решение] может подорвать доверие к Moody’s. Люди могут задуматься о том, чтобы повнимательнее присмотреться к [конкурирующим агентствам] Standard & Poor’s (S&P) и Fitch”. В отчете для клиентов аналитики Dresdner Kleinwort назвали решение о пересмотре “победой здравого смысла”, но добавили, что агентству, которое трудилось над методологией для банков полтора года, следовало бы лучше ее продумать, прежде чем публиковать обновленные рейтинги.

Недовольство аналитиков вызвали первые результаты пересмотра. Moody’s, в частности, повысило рейтинги 16 европейских банков до ААА. Особенно странным показалось повышение рейтингов сразу на 4–5 пунктов трем исландским банкам. Kaupthing, Glitnir и Landsbanki получили рейтинг, равный рейтингу самых безопасных ценных бумаг в мире – казначейских облигаций США. Аналитики и инвесторы стали жаловаться, что новые высокие рейтинги не позволяют сравнивать банки. Еще 5 марта аналитическая компания CreditSights заявила, что перестанет пользоваться банковскими рейтингами Moody’s, поскольку они стали “бесполезны” при сравнении доходности облигаций.

Рейтинги ряда российских банков тоже готовились к пересмотру, каких – в агентстве говорить отказались. По мнению начальника отдела анализа рынка облигаций МДМ-банка Михаила Галкина, повышение могло коснуться не только госбанков, но и крупных частных банков. “Идея Moody’s в том, что государство может принять меры, чтобы предотвратить дефолт даже частных банков. Эта логика не лишена основания, поскольку дефолт крупного частного банка может угрожать стабильности банковской системы”, – говорит Галкин. Он напоминает, как ЦБ в 2004 г. дал депозит Внешторгбанку, чтобы тот купил рухнувший Гута-банк.

“S&P не рассчитывает точную оценку вероятности того, что правительство поддержит частный банк”, – говорит Скотт Буджи, управляющий директор группы рейтингов финансовых институтов S&P. По мнению S&P, вероятность господдержки банков в развитых странах будет снижаться. В частности, Еврокомиссия активно борется со всеми видами помощи частному сектору со стороны правительств стран ЕС. Однако в развивающихся странах, где вероятность вмешательства правительства высока, рейтинги системообразующих частных банков могут быть на один или более пунктов выше оценки их собственной кредитоспособности, уточняет Буджи.

“Никто в инвестиционном сообществе не хочет расшатывать систему рейтингов. Но мне кажется, что в идее учитывать в рейтингах фактор внешней поддержки есть разумное зерно и с точки зрения подхода к анализу кредитного риска у Moody’s более прогрессивный взгляд. Хотя, возможно, они чересчур агрессивно воплощают его в жизнь”, – говорит Галкин. (Использованы материалы FT.)