Непростое меньшинство


Согласно предварительным итогам голосования, из семи партий, участвовавших в выборах депутатов Самарской губернской думы, в региональный парламент прошли шесть. 33,82% голосов (11 мандатов) получила “Единая Россия”, второе место заняла КПРФ с 18,95% (пять мандатов), третье – “Справедливая Россия” с 14,9% (четыре депутатских места), затем ЛДПР – 11, 69% (три места), СПС – 8,16% (один мандат), и это единственный в России региональный парламент, куда прошли “Зеленые” с 7,58% (один мандат), сообщил “Ведомостям” зампредседателя облизбиркома Николай Рогожин. Всего же из 50 мест в Самарской губдуме с учетом победивших одномандатников ЕР заняла 26 мест, КПРФ получила шесть мест, “Справедливая Россия” – пять, еще семь мандатов досталось самовыдвиженцам.

По прогнозам координатора самарского штаба “Справедливой России” Александра Шереметьева, ближайшие две недели работы новоизбранной думы будут самыми “неожиданными по принимаемым решениям”. Эсеры смогут блокироваться со всеми депутатами-неединороссами, особенно с жириновцами, поскольку “это будет единственная по-настоящему независимая фракция”, заявил он. Единство самих единороссов может потерять актуальность, если речь зайдет о выражении недоверия нынешнему губернатору Константину Титову, против которого, по мнению Шереметьева, способны объединиться основные бизнес-группы региона: “Волгабурмаш”, “Волгапромгаз”, “Рособоронэкспорт”, группа “Нова” (владеет компанией “Новатэк”) и ГК “Сок”, которые провели своих людей в депутаты как по партийным спискам ЕР, так и по одномандатным округам.

С Шереметьевым соглашается президент холдинга “Автотрейд” (крупнейший дилер “АвтоВАЗа”) Владимир Яркин, по предварительным данным, он избран депутатом Самарской губдумы по Приморскому избирательному округу № 12. По его мнению, ожесточенный характер борьбы на этих выборах объясняется именно тем, что сражение шло за возможность влиять на главный вопрос для Самарской области на ближайшие несколько лет – как дума будет голосовать по кандидатуре губернатора. “Вовсе не факт, что все избранные под знаменами “Единой России” депутаты автоматически поддержат кандидатуру [нынешнего губернатора Константина] Титова, даже если ее предложит полпред”, – считает Яркин. Об этом же говорит профессор социологии Самарского госуниверситета Евгений Молевич. “В качестве противовеса местным ФПГ Титов использовал московское лобби в лице “Рособоронэкспорта”, но принесет ли это Титову успех, еще вопрос”, – отмечает социолог.

Руководитель штаба “Единой России” в Самарской области Александр Живайкин признает, что на прошедших выборах партия выполнила “программу-минимум”. Другой источник в штабе партии сообщил, что планка на выборах для партии власти ставилась в 45% и результат в 33% не мог быть принят как положительный. По его информации, в ближайшее время самарское реготделение ждут кадровые перестановки, публичное обоснование которым будет “ротация кадров”, но реальной причиной станут итоги выборов, уверен собеседник. По словам Живайкина, пополнить в губдуме простое большинство до абсолютного единороссы планируют за счет депутатов-самовыдвиженцев.

Коммунисты же намерены быть более осторожными в сотрудничестве с самовыдвиженцами. “Большинство из так называемых независимых кандидатов на самом деле очень даже зависят от спонсоров их избирательных кампаний – крупнейших ФПГ региона”, – говорит первый секретарь обкома КПРФ, депутат Госдумы Валентин Романов.

Координатор уставной деятельности ЛДПР в Поволжье Юрий Коган обещает, что его соратники в губдуме будут блокироваться с кем угодно, кроме представителей “Единой России”. Коган недоволен результатами выборов, так как, по его словам, вместо 11% он рассчитывал как минимум на 14% голосов.

Главная интрига кануна выборов – теледебаты губернатора Самарской области, лидера списка “Единой России” Константина Титова и мэра Самары, возглавлявшего партийный список эсеров, Виктора Тархова – обманули ожидание наблюдателей. Разговором “ребенка и мужа” назвал их Молевич – настолько хитрее и более зрело как политик выглядел Титов и “непохожим на себя прежнего” Тархов, рассуждает социолог. “Скучные теледебаты с публичным братанием лидеров противоборствующих партий не принесли дополнительных очков кому-либо”, – говорит Молевич. Хотя формально дуэль выиграл губернатор, сам факт равных условий, созданных представителям партии власти и претендующей на это звание оппозиции, вызвал ощущение их реального равенства, считает эксперт.