Сначала много, потом один


Закон о Центральном депозитарии правительство хочет написать уже много лет. Последние два года этим занимается ФСФР. Законопроект, который подготовила служба, удивил многих – он предполагает возможность создания сразу нескольких центральных депозитариев. ФСФР объяснила свой подход тем, что НДЦ и ДКК сами объединяться не хотят, а административными методами это делать неправильно. Чиновников Минфина и Минэкономразвития такой подход категорически не устроил. “ЦД должен быть центральным, а значит, единственным”, – уверены они. Согласовать законопроект никак не удавалось, и руководитель ФСФР Олег Вьюгин пообещал, что вносить его в Госдуму будут депутаты.

В понедельник разрешать противоречия между министерствами и службой взялась комиссия правительства по законопроектной деятельности. Ее члены обсуждали законопроект о ЦД, подготовленный ФСФР, но присланный на заключение в правительство руководителем банковского комитета Госдумы Владиславом Резником.

Как рассказал “Ведомостям” Резник, на комиссии было принято решение поддержать в первом чтении законопроект в нынешней редакции при условии его доработки. “Правительство считает, что Центральный депозитарий должен быть один и в его капитале не будет принимать участие Центробанк”, – пояснил Резник. Правда, такая конфигурация возникнет не сразу. По словам депутата, в течение переходного периода продолжительностью четыре года лицензию Центрального депозитария смогут получить сразу несколько организаций. Замруководителя ФСФР Владислав Стрельцов передал через управление общественных связей, что на комиссии было принято решение о четырехлетнем переходном периоде, по истечении которого правительство должно выбрать единственный ЦД.

“Мы смогли всех убедить в правильности своей позиции – ЦД должен быть один”, – радуется директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин. Однако, по его мнению, срок четыре года – слишком длинный. С ним согласен Резник. Поддерживает Саватюгина и директор департамента Минэкономразвития Анна Попова. “Мне непонятен окончательный текст заключения правительства. Это было предложение ФСФР, и оно возникло спонтанно, – рассказывает она. – Норма о четырех годах – это искусственная заморозка ситуации, при которой ничего не делается. Так долго ждать нецелесообразно, и если вводить переходный период, то чем меньше он будет, тем лучше”.

Инфраструктура рынка должна принадлежать его участникам, поэтому в решении правительства будет записано, что акционерам единственного ЦД не может принадлежать более чем 2–5% акций, рассказывает Попова. Резник говорит, что пока эти цифры не прописаны, и считает, что доля одного участника должна быть ограничена 0,1–1%.

Резник говорит, что доработает законопроект к первому или ко второму чтению, и надеется, что первое чтение состоится в этом году.

“Переходный период – это взвешенное решение, которое позволит всем заинтересованным участникам провести необходимую работу для создания и эффективного функционирования единого ЦД”, – считает президент РТС Олег Сафонов. Предложенный эволюционный путь кажется разумным, согласна директор по связям с общественностью НДЦ Ольга Ринк. Зампред правления ЦБ и председатель совета директоров НДЦ Константин Корищенко вчера отказался от комментариев.

“Четыре года депозитарии поработают в роли центральных, потратят деньги на капитализацию, а потом что?! – кипятится зампред совета директоров ПАРТАД Петр Лансков. – У них отберут бизнес или насильно объединят?” Он называет это решение “очень неразумным”.