У туркменского газа новый хозяин


Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов в субботу подписал постановление о создании нового правительственного органа – Государственного агентства по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркмении. Агентству перейдут все полномочия по выдаче лицензий на проведение разведки недр, разработку месторождений и добычу нефти и газа. Оно будет заключать договоры с подрядчиками и устанавливать единые для всех работающих в стране компаний правила освоения месторождений углеводородов.

Таким образом, структура управления нефтегазовой отраслью Туркмении возвращается к временам 1997–2005 гг., напоминает проживающий в эмиграции бывший вице-премьер туркменского правительства Худайберды Оразов. Тогда при президенте Туркмении существовал Компетентный орган по использованию углеводородных ресурсов, который в сентябре 2005 г. после серии коррупционных скандалов был расформирован, а его документация перешла к министерству нефтяной промышленности и минеральных ресурсов. Сейчас складывается обратная ситуация: министерству приказано передать всю документацию и имущество, некогда принадлежавшие Компетентному органу, в руки нового агентства в недельный срок.

Пока неизвестно, кто возглавит новое агентство и как сложатся его отношения с курирующим нефтегазовый комплекс вице-премьером Тачберды Тагыевым. По мнению Оразова, в окружении Бердымухаммедова мало специалистов по проблемам нефтегазового комплекса, которым он мог бы доверить агентство. Правда, новый президент выпустил из тюрьмы и перевел под домашний арест бывшего вице-премьера – куратора ТЭКа Ёллы Гурбанмурадова, арестованного в мае 2005 г. по обвинению в коррупции и работе на иностранные спецслужбы. В прошлом Бердымухаммедов был близок к Гурбанмурадову, но возвращение бывшего вице-премьера в активную политику будет медленным и если произойдет, то не в этом году, считает Оразов.

Создание агентства само по себе не приведет к каким-либо изменениям в политике Туркмении по развитию нефтегазового сектора, говорит Аждар Куртов из Российского института стратегических исследований. Источник в “Газпроме” считает, что пока рано говорить о каких-либо последствиях реформы для отношений газовой монополии с Туркменией. Но ранее новое туркменское руководство подтвердило верность всем уже заключенным соглашениям с “Газпромом”, напомнил он. По мнению Куртова, “о росте открытости в нефтегазовой отрасли страны говорить не приходится”.