Вдохновение по расписанию


Гений и фигня

“Теоретически стоимость так называемых гениев высока, ведь они производят шедевры, – язвительно рассуждает вице-президент ALS Group (3D-графика и анимация) Станислав Сваричевский. – Но на практике гений обычно старается убедить заказчика в неправильном подходе к искусству и делает это до тех пор, пока клиент не “вскипает”. Тогда гений скромно отказывается от работы, утверждая, что не будет “делать фигню”. Поэтому в ALS Group стремятся избавляться от гениев еще на этапе собеседования. Сложно представить Пушкина, сочиняющим рекламные слоганы, или Врубеля, рисующим этикетки конфет премиум-класса в стиле ар-нуво. Из соображений корпоративной безопасности лучше иметь дело не с гениями, а хотя бы с талантами, считает Сваричевский.

Ковер плюс идеи

Еще лучше выращивать таланты под нужды компании. “Мы считаем, что творчеству можно научить и научиться”, – утверждает коммерческий директор рекламного агентства R&I Group Веселина Кухта. Главный способ не только обучения творчеству, но и включения творческого механизма в R&I Group – мозговые штурмы. “На штурмах все регалии отменяются, идеи и генерального директора, и простого менеджера обсуждаются наравне. Также разрешаются чай, кофе и даже сигареты, – рассказывает Кухта. – В такой расслабленной с виду атмосфере совершается серьезная интеллектуальная работа. Модератор штурма дает слово участникам, и они не должны бояться высказывать даже самые бредовые идеи. Критиковать их правилами штурма запрещено”.

“Мало кто из творческих людей способен плодотворно работать в душных кабинетах с серым ковролином, – добавляет директор по маркетингу компании Head Hunter Ольга Бруковская. – У нас в отделе маркетинга лежит пушистый белый ковер с разноцветными подушками, мягкими игрушками и ежами-пуфиками. На нем мы совещаемся. Свободное время и комфортная обстановка – пожалуй, единственное, что может помочь включить вдохновение креативщиков”.

Свободу экспоненте

Кстати, о свободном времени. Компания Begin Group задала посетителям своего сайта вопрос: “Нужен ли свободный график представителям творческих профессий?”. 19% участников опроса ответили, что нужен, 34% – что не нужен, и 47% высказались, что это зависит от работы и человека. Ольга Бруковская считает, что творческого человека бессмысленно ограничивать жесткими рамками и заставлять приходить на работу к девяти утра. “Нарушение дедлайнов – одна из серьезных проблем при работе с творческими людьми, – признает Бруковская, – поэтому им надо ставить сроки и заранее напоминать о наступлении часа Х”. “С 10 утра до восьми вечера творить невозможно, к некоторым вдохновение приходит по ночам, – замечает Кухта. – У нас на этапе становления бывало, что люди ночью творили, а утром не в состоянии были прийти на работу. Мы пытались их штрафовать, но это ни к чему не привело. Поэтому теперь мы разрешаем сотрудникам приходить, когда они считают нужным, но при условии, что работа будет сделана в срок, а человек будет всегда доступен клиенту и руководителю”.

Арт-директор Студии Артемия Лебедева Олег Пащенко вообще не желает мыслить категориями “офисной дисциплины”, “мотивации” и “графика работы”. “В словосочетании “творческий потенциал” есть нечто урологическое. График моей работы – это взлетающая в предрассветные небеса огненная экспонента”, – декларирует Пащенко. Несмотря на “экспоненту”, а может, и благодаря ей, сотрудникам Студии Лебедева позволены свободный график, вызывающий дресс-код и даже дневной сон.

Опоздавшему – штраф

Такую степень свободы способны вынести далеко не все творческие сотрудники и могут позволить далеко не все руководители творческих коллективов. Так, в начале становления ALS Group ее руководители пытались с пониманием относиться к свободолюбию коллектива. “Мы увеличили зарплату и требовали от сотрудников лишь одного – выполнять работу в срок, при этом люди могли приходить и уходить когда угодно, – вспоминает Станислав Сваричевский. – В результате первый проект был сдан досрочно, второй едва уложился в сроки, последний был задержан на несколько месяцев. В итоге мы пересмотрели отношение к творческим людям”. Теперь все сотрудники ALS Group вне зависимости от степени гениальности приходят к 10.00 и за каждую минуту опоздания лишаются части премии. И ничего. “Получили сплоченный трудолюбивый коллектив”, – констатирует Сваричевский.

Многие представители творческих профессий признают целесообразность подобных ограничений. “В моем случае жесткий график скорее способствует самодисциплине, – считает креативный продюсер дизайн-студии “Про-Образ” Ольга Прохорова. – Размеренность офиса придает стабильность нашей работе”.

Полномочия и прибыль

Говоря о творческих сотрудниках, мы чаще всего имеем в виду дизайнеров и копирайтеров, забывая о художниках, керамистах и прочих сценаристах, которые тоже создают проблемы руководителям. Едва ли не главная из которых звучит так: как заставить людей работать качественно и выполнять заказ к сроку. Фактически речь идет о мотивации, при этом не всегда финансовой. “Творческие группы, с которыми мы сотрудничаем, зарабатывают в других местах, а у нас они готовы бесплатно ставить пьесы, – рассказывает директор проекта “Театр.doc” Елена Гремина. – У нас происходит мотивация творческой реализацией. И самое главное здесь – делегирование полномочий. Если все контролировать, люди перестают чувствовать свою ответственность и превращаются просто в исполнителей”. Греминой доводилось руководить и вполне коммерческим телепроектом, там она придерживалась тех же принципов: “Мне было важно, чтобы авторы не чувствовали себя людьми, которых просто используют, а понимали, что от них зависит и процесс работы, и ее результат”.

О делегировании полномочий говорит и генеральный директор компании Lumi (авторская мебель) Ольга Верешкина: “Художников, которые работают на нашу компанию, мы на привязи не держим. У нас с ними партнерские отношения – мы обеспечиваем их материалами, помещением, рекламой, поэтому доход от продажи их работ делим пополам”. Верешкина утверждает, что у Lumi практически не бывает проблем с художниками, потому что интересы обеих сторон совпадают. По схожему принципу работают и в агентстве R&I Group. “Все наши менеджеры – партнеры агентства и получают процент от заказа, – рассказывает Веселина Кухта. – При этом мотивация у них не только финансовая. Для креативных людей важна реализация внутри коллектива, когда твою идею оценивают коллеги, а также за его пределами, когда имя автора удачного проекта попадает в газеты”.

За всеми рамками

“Людей нужно делить не на творческих и нетворческих, а на плохих и хороших работников”, – убежден Станислав Сваричевский. Он также признает, что работник, “плохой” для одной компании, для другой может оказаться вполне “хорошим”. Все зависит от корпоративной культуры и внутренних правил компании.

Из этой симпатичной картины корпоративного мира совершенно выпадают люди с серьезным творческим потенциалом, вовсе не желающие играть по корпоративным правилам. Даже по самым либеральным. “Какие могут быть корпоративные правила?! – удивляется художник-кукольник Павел Яриловец. – Компании для меня просто не существуют. Работать оформителем в “Газпроме” я не стану. Пробовал, но через неделю послал начальство”.