GM догоняет конкурентов


Как и все американские автоконцерны, General Motors переживает не лучшие времена. В прошлом году автогигант получил чистый убыток в $2 млрд, и это эксперты считают успехом (см. статью на стр. Б2), ведь годом ранее компания потеряла более $10 млрд. Сократить убыток GM смогла лишь за счет серьезного усиления контроля над издержками.

Но, как оказалось, на российские проекты GM денег не жалко. Вчера президент GM Europe Карл-Питер Форстер рассказал, что автоконцерн принял решение об увеличении мощности строящегося в Санкт-Петербурге завода в 2,5 раза – до 100 000 машин в год. Раньше GM планировала выпускать на этом предприятии максимум 40 000 машин в год. “Этого едва ли хватит при таком спросе в России”, – цитирует Форстера Reuters.

Сейчас Россия – пятый по размерам рынок сбыта GM в Европе.

Строить завод в Санкт-Петербурге и выпускать на нем Chevrolet Captiva и новую модель класса C на платформе J-300 GM решила в прошлом году. 29 мая компания подписала соглашение с Минэкономразвития об организации сборки в питерском районе Шушары минимум 25 000 машин в год.

Для сравнения: Toyota намерена построить в том же Петербурге завод мощностью до 300 000 автомобилей в год, Nissan планирует начать с 50 000 машин в год и дойти до 500 000, Volkswagen строит под Калугой завод на 115 000 машин. Ford может выпускать в год до 72 000 машин, Renault недавно принял решение о расширении мощностей до 160 000 автомобилей.

Заработать новый завод GM в России должен в 2009 г. Зампредседателя комитета экономического развития администрации Петербурга Сергей Фивейский утверждает, что коррекция мощностей принципиально не скажется на сроках реализации проекта. Под строительство GM выделено 94 га земли в Шушарах и сейчас концерн ведет изыскательские работы, рассказывает чиновник.

Получить дополнительные комментарии GM Europe вчера не удалось.

Эксперты считают, что GM принял верное решение. Завод мощностью 40 000 автомобилей в год слишком мал, чтобы обеспечить нормальную рентабельность производства, считает руководитель направления машиностроения и транспорта компании A.T. Kearney Евгений Богданов.

“Быстро растущий российский рынок может помочь GM решить глобальные финансовые проблемы концерна”, – считает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Тем более что увеличение мощности концерну обойдется недорого – по оценке аналитика, проект подорожает с первоначально объявленных $115 млн до $150–160 млн. GM заранее закладывал возможность расширения проекта на стадии строительства, уверена Сахнова.

Если GM увеличит производство за счет бюджетных моделей, на них могут пересесть покупатели Lada, считает гендиректор компании “Гермес-Лада” (дилер “АвтоВАЗа”) Александр Чулков: “Чем больше дешевых иномарок, тем грустнее “АвтоВАЗу”.

Принятое решение может помочь вернуть GM статус крупнейшего иностранного игрока на российском рынке. В прошлом году GM уступил первое место Ford, продавшему 112 103 машины. Но кроме строительства завода в Петербурге сейчас GM ведет переговоры с “АвтоВАЗом” о расширении производства на нем до 100 000 машин в год и запуске двух новых моделей.

По словам нескольких источников на “АвтоВАЗе”, речь идет об Opel Zafira и Corsa, решение об этом может быть принято в марте.

Captiva уже собирается на заводе “Арсенал” в Петербурге. А на своем собственном предприятии, по мнению Сахновой, GM будет кроме Captiva и J-300 выпускать и другие модели – возможно, даже специально разработанную для развивающихся рынков “бюджетную” модель стоимостью от $8000 до $12 000.

Речь может зайти и о Lanos, Aveo или более дорой Lacetti, заключает Сахнова.