Конец прибыли


В отчете, озаглавленном “Меньше налогов, пожалуйста”, опубликованном вчера, эксперты Альфа-банка проанализировали 45 гипотетических проектов освоения новых месторождений в трех российских регионах (Восточной и Западной Сибири и Тимано-Печоре). Из них только в Восточной Сибири, где установлена нулевая ставка НДПИ для новых месторождений, нефтяники смогут получить прибыль, подсчитали аналитики банка.

Одной из главных причин такой ситуации авторы отчета считают прогрессирующий рост капитальных затрат у нефтяных компаний. Если в 2002 г. у “Лукойла”, ТНК-ВР, “Сургутнефтегаза” и “Сибнефти” они в совокупности составили около $4 млрд, то в 2004 г. – уже более $6 млрд, в 2005 г. – более 7 млрд, в 2006 г. – около $10 млрд. Прогноз на 2007 г. – $14 млрд. Столь существенный рост капвложений объясняется труднодоступностью новых запасов, для освоения которых нужны сложные технологии и большие затраты на создание инфраструктуры.

В таких условиях существующая налоговая система становится непосильным бременем для нефтяных компаний, констатируют авторы отчета. Аналитик Альфа-банка Дмитрий Лукашов иллюстрирует эту мысль на следующей модели. Требуется освоить месторождение в Западной Сибири с запасами 50 млн баррелей. При этом необходимо построить 50 км дорог и столько же – нефтепроводов. Начальный дебит скважин – 400 барр. в сутки, что очень неплохо для этого региона. “Этот проект никогда не выйдет в плюс, – утверждает эксперт. – Даже при цене нефти $100 за баррель 77% выручки пойдет на уплату экспортной пошлины, НДПИ и налога на прибыль и 22% – на капитальные и операционные затраты. А приведенный денежный поток составит всего 1%, причем появится он только на зрелой стадии разработки”.

По мнению аналитиков, нынешняя прибыльность интегрированных нефтяных компаний связана только с тем, что их добывающий бизнес субсидируется высокими доходами в сегменте переработки и более высокими (но быстро падающими) денежными потоками за счет месторождений, унаследованных от советских времен. Но нынешняя система налогообложения не соответствует этим условиям. Она была введена с 2004 г. и сформировалась на основе опыта ряда компаний, занимавшихся агрессивной добычей (рост на 20% ежегодно). Это создавало иллюзию возможности быстро и дешево наращивать и поддерживать объемы добычи. Но такая возможность была исчерпана уже через два-три года, после чего в отрасли началась стагнация. При этом наметившийся рост капвложений, отмечает Лукашов, способен лишь поддержать добычу на нынешнем уровне либо обеспечить несущественный ее рост. “Мы полагаем, что в долгосрочном плане у России нет иного пути, кроме снижения налогового бремени для нефтяных компаний”, – говорится в отчете Альфа-банка.

Представитель “Лукойла” Геннадий Красовский подтверждает, что капитальные затраты нефтяников растут, и объясняет это тем, что половину прироста добычи компания получает от новых проектов в еще не освоенных регионах. Он отмечает, что увеличение затрат у “Лукойла” адекватно росту добычи: за 2006 г. она с учетом газа увеличилась на 12%, а за два месяца этого года рост составил 5–7%.

Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров признает проблему удорожания нефтедобычи, но полагает, что освоение новых месторождений не прекратится. “На то и существует государство, чтобы регулировать эти вещи, и оно уже начало делать это”, – говорит он. По его словам, “Тройка” пока не собирается менять оценки компаний и сектора в целом. “Время от времени появляются паникерские заявления о перспективах отрасли, но истина, как всегда, где-то посередине, – рассуждает эксперт. – Впрочем, такие заявления могут быть и полезными – они привлекают внимание властей к тем или иным проблемам”.