Променяли машины на плитку


Завод “Рослада” просуществовал как автомобильное предприятие почти девять лет. Он был создан в 1998 г. на базе сызранского конструкторского бюро “Луч” и изначально выпускал автомобили Lada, начав с ВАЗ-2106. С тех пор “Рослада” собрала более 200 000 машин из вазовской “классики”. Но теперь группа “Сок” намерена перепрофилировать завод в производителя стройматериалов, рассказал вчера в кулуарах автомобильной конференции Adam Smith Conferences вице-президент группы “Сок” Андрей Фролов.

В последние годы “Рослада” выпускала только две модели – ВАЗ-2107 и ВАЗ-21093. Но в конце 2005 г. на “АвтоВАЗ” пришел новый управленец – ФГУП “Рособоронэкспорт”. Отношения группы с ним не заладились. “Рособоронэкспорт” добился от “Сока” отказа от выгодного эксклюзивного контракта на сбыт запчастей к Lada, а в начале 2006 г. “АвтоВАЗ” прекратил и поставки на “Росладу” комплектов для сборки ВАЗ-21093. Летом та же участь постигла “семерку”. Производство на “Росладе” было законсервировано, и группа “Сок” начала искать других партнеров. Министр промышленности и энергетики Самарской области Николай Свешников даже говорил о возможности производства на “Росладе” старинной разработки “АСМ-Инжиниринг” – пластикового микроавтомобиля “Мишка”. Представители “Сока”, по словам нескольких сотрудников автомобильных компаний, пытались договориться с китайской Great Wall. Другой автозавод группы “Сок” – “Ижавто”, выпускает автомобили Kia, и его мощности задействованы менее чем наполовину. “Нам нет смысла вкладывать в автопроекты “Рослады”, – цитирует слова Фролова “Интерфакс”.

Впрочем, завод еще может вернуться к автопроизводству. Продавать сборочный конвейер “Рослады” группа “Сок” не собирается, рассказал “Ведомостям” другой представитель “Сока”. У “Рослады” нет окрасочного и сварочного комплексов, поэтому партнеров для выпуска автомобилей найти пока не удалось, но консультации на этот счет будут продолжаться, заметил он.

А пока один из возможных вариантов загрузки “Рослады” – производство керамогранитной плитки, говорит представитель “Сока”. Это перспективное направление диверсификации бизнеса, замечает он. У группы уже есть в Самаре завод по производству керамогранитной плитки – “Самарское объединение керамики”. Предприятия “Сока” также занимаются строительством, производством оконных конструкций, кабеля, сельхозтехники, минеральной воды, а недавно группа заинтересовалась еще и мостостроением. Более года назад “Сок” начал скупать акции саратовской компании “Волгомост”, реализующей несколько крупных проектов по строительству мостов в Волгоградской и Астраханской областях. Но приоритетным для “Сока” останется выпуск автокомпонентов и сборочный проект на “Ижавто”, уверяет представитель группы.

“Сок” нашел неплохой вариант для “Рослады”, считают эксперты. Рынок стройматериалов растет гигантскими темпами. Производить их явно выгоднее, чем выпускать автомобили “Мишка”, замечает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. По ее подсчетам, сборочная линия на “Росладе” стоит около $10–20 млн, покупка окрасочной и сварочной линий обошлась бы в разы дороже. На китайских автомобилях пока больших объемов тоже не сделаешь, согласен аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко. К тому же проект с Kia, по его мнению, идет успешно и его достаточно, чтобы обеспечить прибыльность автомобильного сегмента бизнеса группы.