Санитар кредитного рынка

Геннадий Онищенко защитит кошельки российских заемщиков/ Д. Гришкин

Защитив российских потребителей от молдавских и грузинских вин, минеральной воды “Боржоми”, польского мяса и норвежской рыбы, Геннадий Онищенко решил разобраться с банковскими кредитами населению. Бизнес-модель, когда декларируемая ставка 10–20% за счет разнообразных комиссий возрастает до 40–60%, давно вызывает возмущение чиновников и заемщиков, но поделать с ней никто ничего не мог до тех пор, пока управление Роспотребнадзора по Свердловской области не применило закон о защите прав потребителей. С его помощью оно доказало в суде, что взимаемая местным филиалом “Хоум Кредит энд Финанс Банка” комиссия за открытие и ведение ссудного счета является навязанной платной услугой и, следовательно, незаконна. Сейчас это управление разбирается с банком “Русский стандарт”.

Вчера Онищенко пообещал применять этот опыт. “Такая безобидная тема выявила целый пласт нарушений, основу которых составляет информационно-правовая неосведомленность потребителей и игра на их доверии”, – цитирует Онищенко “Интерфакс”. “Якобы получая кредит под 8–12%, по окончании выплаты этого кредита человек, когда подсчитывает, платит плюс еще 60%, а иногда и 80%”, – негодует Онищенко. Это могут быть серьезные суммы. Например, москвичка Елена Форолова, когда расплатилась с Росбанком по двухлетнему кредиту на покупку автомобиля Nissan Almera, подсчитала, что ведение счета обошлось ей в 95 040 руб. Сейчас она пытается взыскать эти деньги в суде.

Это не единственный иск с требованиями о возврате уплаченных комиссий, поданный после победы Роспотребнадзора. При рассмотрении одного из них Роспотребнадзор выступает в качестве государственного эксперта. Это иск общественной организации “Блокпост” к банку “Русский стандарт”. Претензии почти такие же, как были у Роспотребнадзора к “Хоум Кредиту”: банк не вправе делать обязательным условием выдачи кредита открытие счета и взимать комиссию за расчетное и кассовое обслуживание. “Отрадно, что Роспотребнадзор подключился к этому делу. В результате судья будет принимать более взвешенное решение, поскольку теперь это не просто иск общественной организации, но и позиция государственного ведомства”, – доволен член правления “Блокпоста” Максим Божко. И предрекает рост обращений в суды после выигрыша этого иска. В “Русском стандарте” разбирательство не комментируют.

Банкиры надеются на то, что в большинстве случаев игра не стоит свеч. Размер кредита обычно невелик, и немногие заемщики будут месяцами судиться за возврат, например, 10 000 руб. Ни “Русский стандарт”, ни “Хоум Кредит” не создали резервы на случай проигрышей в суде.

Но возврат уплаченных комиссий – не единственная угроза. Если тема чересчур хитрых банков и незаконных комиссий будет обсуждаться слишком громко, банки и государство могут столкнуться с массовым отказом от возврата потребкредитов, предупредил вчера руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин. “Может так получиться, что вообще люди скажут, а зачем вообще возвращать эти взятые деньги, когда суды говорят о том, что неправильные проценты были, – сказал он в эфире радиостанции “Эхо Москвы”. – Я боюсь, что здесь немножко и ЦБ, и власти через судебную систему подыгрывают невозврату”. Вьюгин советует властям быть аккуратнее и не создавать подобных настроений.

Но защита обманутых заемщиков может стать одной из тем предвыборной кампании. Такими опасениями поделились с “Ведомостями” несколько банкиров. Официально они комментировать это отказались. Это вполне возможно, считает глава наблюдательного совета Bakster Group Дмитрий Гусев: “Тот, кто защитит права граждан, получит политические дивиденды в предвыборный цикл”.

Действия Роспотребнадзора не создают никаких проблем, если суды принимают эти иски и признают нарушения банков, возражает директор департамента Минфина Алексей Саватюгин. Чтобы банки доходчиво объясняли гражданам стоимость кредита, пишется специальный закон. Гендиректор “Ромир-мониторинга” Андрей Милехин рекомендует другое лекарство – повышать финансовую грамотность населения. “Что ни делается сегодня институтами власти для просвещения населения и по ужесточению маркетинговой стратегии банков, все во благо”, – уверен он.