Спасибо, сэр


Остров Новая Голландия был создан в 1721 г. по указу Петра Первого. Сначала территория использовалась под склады и морскую тюрьму, а позже была отдана под нужды военных. Проект реконструкции, получивший вчера первый приз в категории “коммерческая и развлекательная недвижимость”, подразумевает создание на острове культурного и делового комплекса площадью в 200 000 квадратных метров с тремя театрами, гостиницей, жилыми и торговыми помещениями. Остров превратится в пешеходную зону. Старые объекты будут сохранены, а в центре появится дворец фестивалей. Проект создан архитектурным бюро Нормана Фостера по заказу компании СТ “Новая Голландия”, контролируемой Шалвой Чигиринским. Инвестиции в реконструкцию Новой Голландии составят 320 миллионов долларов. Реконструкцию планируется завершить в 2009 г.

Проект реконструкции Новой Голландии понравился не только в Каннах, но, что гораздо важнее, петербуржцам. Однако это не значит, что проект будет адекватно реализован. Опыт работы французского архитектора Доменика Перо над строительством нового здания Мариинского театра показывает, что российские власти и строительный комплекс с западными архитекторами общего языка не находят. Конечно, победа в Каннах подтверждает высокий уровень проекта реконструкции Новой Голландии. И тут стоит напомнить, что ни один московский большой проект никогда не получал высокой оценки ни на международных конкурсах, ни у мировой архитектурной общественности.

Долгое время сначала московские, а потом и петербургские власти отказывались от услуг зарубежных архитектурных звезд. Между тем, например, Берлин с начала 1990-х перестраивался именно на конкурсной основе – в результате его архитектурный облик был создан мировым архитектурным истеблишментом. Теперь, когда архитекторы первой величины наконец-то работают для наших городов, главное – научиться их проектам следовать.

Современную архитектуру – хорошо это или плохо – определяют два десятка мировых звезд. И видимо, пока только им под силу поднять архитектурный престиж России и при всех своих новациях максимально сохранить исторический облик городов, который за годы бурного российского строительства стремительно терялся, особенно в Москве.