ЧАСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ: Недетские игрушки


Взрослого человека отличает от ребенка цена его игрушек. Это в полной мере относится к авторской кукле. Сегодня уникальные куклы стоимостью в тысячи долларов привлекают и ценителей-коллекционеров, и инвесторов. Ведь эти произведения искусства могут приносить неплохую прибыль: за последние 10 лет работы российских мастеров-кукольников выросли в цене в несколько раз.

В последние годы арт-рынок переживает подъем, коллекционеры всего мира активно скупают антиквариат и современные произведения искусства. Во многом этому способствуют рост мировой экономики, появление в большом количестве состоятельных людей из развивающихся стран, таких, как Россия, Китай, Индия.

Инвесторов художественные ценности привлекают возможностью надежно вложить деньги на долгий срок. Ведь цены на произведения искусства обычно слабо зависят от колебаний на сырьевых, товарных и финансовых рынках. Поэтому вложения в картины, предметы антиквариата считаются неплохим способом диверсифицировать инвестиции.

За последние 10–15 лет в России сформировался еще один уникальный сегмент арт-рынка – рынок антикварной и современной авторской куклы. Этот особый вид искусства сочетает в себе скульптуру, живопись, дизайн и театр. Приобретение таких изделий также может стать выгодным вложением денег.

Кукольные ценности

Этот вид вложений доступен широкому кругу потенциальных инвесторов. Ведь в отличие от картин классиков русской живописи и мастеров соцреализма, цены на которые на международных аукционах достигают миллионов долларов, для приобретения современной авторской куклы может хватить нескольких сотен долларов. Например, работы Татьяны Баевой стоят в среднем $5000. Правда, в России их увидеть непросто, так как практически сразу после изготовления они расходятся по коллекциям. Так, в коллекции голливудской звезды Деми Мур около 10 кукол Баевой. Работы Димы ПЖ стоят $3000–6000, Натальи Побединой – $1800–3000, Михаила Сорина – около $3500.

Потенциал роста цены авторской куклы может составлять десятки и сотни процентов.

Те, кто рискнул вложить свободную наличность в работы российских авторов несколько лет назад, теперь явно об этом не жалеют. Кукол Елены Языковой, одной из основательниц московской галереи “Роза Азора”, в середине 1990-х гг. можно было купить всего за $70. С конца 90-х гг. Языкова живет в Саудовской Аравии, но продолжает привозить в Москву своих красавиц. Сегодня ее “Кукла в старинной одежде” продается за 210 000 руб., а “Кукла-манекен” – за 300 000 руб. Более чем в 10 раз с 1990-х гг. выросла стоимость кукол Александры Кукиновой, и сегодня она может превышать $10 000.

Не менее востребованы работы других российских авторов – Полины Степанян (стоимость ее произведений за два года выросла с $70 до $600) и Натальи Юркиной (с $350 до $2500). Некоторые произведения авторов, пользующихся всемирным признанием, могут стоить десятки тысяч долларов. Среди таких мастеров, например, Лиза Лихтенфельс и Хильдегард Гюнцель из Германии.

Цены отдельных художественных кукол достигают астрономических высот. Так, в 1996 г. коллекция парижской галеристки Дины Верни ушла на аукционе Sotheby’s за $4,7 млн. А самой дорогой в мире считается заводная кукла “Дрессировщик птиц”. Ростом около 1,2 м, она представляет собой молодого человека с флейтой и двумя птицами, в расшитом вручную костюме эпохи Ренессанса. Дрессировщик играет на флейте “Марш королей” Жоржа Бизе, а птицы поют и двигаются в такт музыке. Автор куклы Кристиан Бейлли из швейцарской компании Jacob Frisard и 12 его мастеров потратили на ее изготовление 15 000 часов (625 полных дней), в ней использовано 2340 позолоченных и полированных стальных частей. Чтобы финансировать работу, Бейлли продал более 100 автоматических кукол XIX в. из своей коллекции. Теперь он просит за “Дрессировщика” $6,25 млн. Правда, пока покупателя на этот шедевр не нашлось.

Дань традициям

Кукольная традиция насчитывает не одно столетие. Сегодня коллекционирование как антикварных, так и современных игрушек очень популярно в таких странах, как Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды. Известные аукционные дома, такие, как Christie’s и Sotheby’s, нечасто проводят торги, на которых выставляются куклы, но менее крупные аукционы – американский Withington Auction – делают это постоянно. В России на аукционы попадают практически лишь антикварные куклы, а современные художественные куклы продаются в галереях и на кукольных салонах.

Что касается антикварных кукол, то сегодня очень популярны произведения прежде всего французских и немецких мастеров 1850–1890-х гг., получившие название fashion dolls. Интересны для инвестиций куклы французских фирм Jumeau, Bru, Steiner и Rohmer, а также немецких фирм, таких, как Kammer und Reinhard. Цена на них варьируется от $2000 (за работы без маркировки) до $20 000 за действительно редкие экземпляры. Цены на куклы Jumeau за последние 20 лет выросли с $3500 до $15 000–17 000. Один из самых дорогих товаров – куклы французских фирм Thuillier и Halopeau (до $64 000). Правда, рассчитывать на стремительный рост цен в этом сегменте рынка не приходится – стоимость произведений в чаще всего растет хоть и неумолимо, но медленно.

В России бум на рынке современной авторской куклы начался с 1990-х гг. “Авторская” означает, что данная кукла сделана автором вручную. Она может существовать как в единственном экземпляре (one-of-a-kind), так и быть тиражной (limited edition), однако даже во втором случае куклы практически полностью (прежде всего костюм, роспись, прическа) делаются автором вручную. Тираж обязательно заявляется в сертификате куклы – своеобразном кукольном паспорте.

Компоненты цены

Величина тиража более всего влияет на цену изделия. Например, кукла “Осень” Александры Кукиновой из коллекции 2005 г. (тираж – 12 экземпляров) сегодня стоит $4000, а уникальные куклы художницы продаются ее галереей за $15 000–20 000.

Цены антикварных кукол очень сильно зависят от фирмы-производителя либо мастера. Большую роль играет и материал. Он, в свою очередь, дает подсказки для определения времени и места изготовления куклы. Так, фарфоровые головки, шеи и плечи обычно изготовлялись в Германии. Головки из бисквитного фарфора были широко распространены в конце XIX в. Куклы из папье-маше были особенно популярны в Германии в первой половине XIX в.

Фарфоровые куклы стоят гораздо дороже восковых. Самым дорогим материалом для изготовления кукол считается специальный лиможский фарфор, который очень похож по внешнему виду на кожу человека. Также важно, из какого материала сделаны глаза (они могут быть стеклянными, а в дорогих экземплярах – хрустальными) и волосяная часть головы (для некоторых кукол берутся натуральные волосы). Фарфоровые куклы Гюнцель стоят $5000–6000, а произведения из специальной кукольной резины из коллекции 2007 г. – $700–900.

О том, как выбирать кукол для своей коллекции, читайте через неделю.