Политики позаботились о трубе


Без переориентации все же не обойтись, уверен аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров, хотя бы потому, что одним из главных аргументов в пользу строительства трубы всегда называлось снижение нагрузки на турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, где из-за простоев танкеров нефтяные компании теряют порядка $1 млрд в год. Что же касается дополнительных объемов, то, по мнению эксперта, речь может идти главным образом о казахстанской нефти, которая сейчас транспортируется по КТК. Сейчас Казахстан добывает 54 млн т нефти в год, но к 2015 г. планируется довести объем добычи до 150 млн т. По оценке Нестерова, из этого объема 20–30 млн т могли бы быть направлены по трубе Бургас – Александруполис, но для этого надо увеличить мощность КТК, чему пока противится российское правительство. “Возможно, наши чиновники станут сговорчивее в этом вопросе после того, как трансбалканский проект получил высочайшее одобрение”, – предполагает аналитик. Что же касается российской нефти, то дополнительный ее экспорт, по его мнению, вряд ли возможен. Более того, после пуска первой очереди ВСТО в конце 2008 г. поставки через Черное море могут сократиться, так как некоторая часть западносибирской нефти будет перенаправлена на восток.

Российские компании получат в проекте 51%, которые поделят “Роснефть”, “Транснефть” и “Газпром нефть”. Греция и Болгария получат по 24,5%. Причем обе страны могут уступить свою долю, но только нефтедобывающим компаниям. Одним из претендентов является ТНК-ВР, которая несколько лет назад пыталась взять на себя роль лидера в проекте. “Мы готовы стать пользователями этого нефтепровода, а также приобрести акционерную долю в нем, если Греция или Болгария согласятся нам ее уступить”, – сказал руководитель пресс-службы компании Александр Шадрин. Еще один потенциальный претендент на долю – американская Chevron, которая управляет ведущим производителем нефти в Казахстане – “Тенгизшевройлом”. Chevron готова участвовать в проекте, но только при условии расширения КТК, заявил “Ведомостям” представитель компании.

Проект не предусматривает переориентации нефтяных потоков с других транспортных направлений, объявил на пресс-конференции в Афинах после подписания соглашения президент России Владимир Путин. Трубопровод, по его словам, будет наполняться новыми объемами нефти, которые транспортируются через Россию. Он отметил, в частности, что реализация проекта “дает возможность задуматься о расширении поставок по территории России из Каспийского региона”.

“Для нефтяников в этом проекте есть и плюсы, и минусы, – отмечает независимый аналитик Александр Ершов. – Хорошо, например, то, что порт Александруполис способен принимать супертанкеры, обеспечивающие эффективность поставок на любые рынки, включая США и Китай”. Однако, добавляет эксперт, выгодно ли будет нефтяникам пользоваться новой трубой, пока не ясно: тарифы на прокачку по ней еще не известны, а две лишние перевалки – из танкера в трубу в Бургасе и из трубы в танкер в Александруполисе – заведомо удорожают транспортировку по сравнению с существующей схемой. Но в любом случае, полагает Ершов, нефтепровод пустым не останется – этого не допустит госмонополия “Транснефть”, в том числе и за счет административного ресурса.