Бодрый выезд


Уже в апреле туроператоры в соответствии с поправками в закон начнут подавать документы на зачисление в единый федеральный реестр. До этого им необходимо либо оформить страховой полис, либо получить банковскую гарантию, за счет которых туристам будет выплачиваться компенсация в случае форс-мажора.

Главные споры участников рынка и Ростуризма развернулись как раз вокруг размера фингарантии. По закону фингарантия будет составлять не менее 10 млн руб. для туроператоров, работающих в сфере выездного и въездного туризма, и 500 000 руб. – для туроператоров внутреннего туризма. Однако до 1 июня 2008 г. будет действовать переходный период с единым для всех размером гарантии в 5 млн руб. Глава Ростуризма Владимир Стржалковский отметил, что сейчас на согласовании в Минфине РФ находится проект нормативного акта, утверждающего форму туристической путевки как бланка строгой отчетности.

Участники рынка отреагировали на закон неоднозначно. Регионы тут же назвали законопроект “московской удавкой на шее регионального турбизнеса”, вспоминает Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии. Крупный же бизнес оказался к фингарантиям готов. “Их размер для нас вполне посилен”, – говорит Владимир Воробьев, президент “Натали Турс”. Однако, по его словам, порядок нужно [начинать] наводить с розницы, поскольку договор с клиентом заключает не туроператор, а агентство. Чтобы защитить себя и клиентов, туроператоры решили сами отрегулировать свои отношения с розницей. Например, “Натали Турс” объявила о значительном сокращении агентств-партнеров, а “Интурист” зарегистрировал дочернюю компанию “Интурист – Магазин путешествий”, под этой вывеской будут работать все розничные агентства компании. О старте собственной розничной программы – “Сеть турагентств № 1 “Нева-Вояж” объявила компания “Нева”. Собственную сеть создала и “Роза ветров”.

Самым популярным направлением по-прежнему является Турция, однако турпоток туда неуклонно снижается. В прошлом году в эту страну съездило 1,47 млн человек, а в 2005 г. – 1,56 млн человек. “Зимой говорили о вспышке птичьего гриппа, летом рынок будоражили исчезновения турфирм, теракты в Стамбуле. Но главная причина – жалобы на сервис даже в 4–5-звездочных отелях”, – объясняет Тюрина. “Сезон был сорван”, – согласен Александр Синигибский, генпредставитель “Тез Тур” в России, отметив при этом, что Турция не потеряет лидерства. Главный конкурент Турции – Египет прибавил почти 30%, в 2006 г. страну посетило более 902 000 россиян. “Люди ищут аналог Турции (море, отсутствие визы, отели по системе “все включено”), – объясняет Анна Подгорная, генеральный менеджер по продажам фирмы “Пегас”. К тому же, по ее словам, в 2006 г. власти Египта усилили контроль за туристической инфраструктурой: ввели сертификацию отелей и дайвинг-центров, программу антиаварийных тренингов среди водителей туристических автобусов. Высокие темпы роста сохранила Черногория – 98,8% в 2006 г. (95% в 2005 г). “Многие россияне стремятся приобрести или уже приобрели там недвижимость, кроме того, страна недорогая (недельный тур – 500 евро), безвизовая, с красивой природой”, – говорит Андрей Шмельков, директор по развитию и маркетингу VKO Travel.

Традиционные европейские страны бурного прироста турпотока не демонстрируют. Причина – визовые барьеры и рост курса евро. “У каждой страны свои проблемы. Например, Испания, прибавившая в прошлом году всего 12,5%, страдает от дефицита отельной базы”, – говорит Воробьев. Из-за консульских проблем в аутсайдеры попали Германия (снижение турпотока на 2,3%) и Великобритания (-16%). Хуже всех дела у Франции, где поток снизился более чем на 20%. “Действия консульской службы чуть не сорвали отдых более чем 1000 россиян. В конце года консульство, сославшись на большое количество желающих посетить Францию, перестало принимать документы”, – напомнила Тюрина.

Лидером роста в 2006 г. стал Таиланд, прибавивший 102,5% (в 2005 г. страну посетило более 70 000 россиян, в 2006 г. – около 145 000).