Катастрофа с оргвыводами


Жесткая посадка Ту-134 в Самаре стоила жизни шести пассажирам. В деталях катастрофы еще предстоит разобраться спецкомиссии. А предварительные данные таковы: 17 марта в 9.43 по московскому времени в тумане лайнер приземлился в аэропорту “Курумоч” за 400 м до взлетно-посадочной полосы, зацепил ее крылом, стойки шасси надломились, самолет рухнул на аэродром и развалился. Рейс выполнялся по маршруту Сургут – Самара – Белгород. На борту находились 50 пассажиров и семь членов экипажа. Директор Самарского областного центра медицины катастроф Владимир Демьяненко рассказал, что шесть пассажиров погибли на месте до приезда спасателей, все остальные получили ранения различной степени тяжести, но было госпитализировано только 28 человек. Вчера двое были выписаны, трое находились в тяжелом состоянии, но опасности для их жизни не было, сообщил Демьяненко.

По данным “Ютэйр”, самолет был полностью исправен, экипаж о неполадках ничего не сообщал. Риски были застрахованы в СК “Югория” примерно на $1,5 млн, семьям погибших “Ютэйр” пообещала компенсацию по европейским стандартам – $75 000. “Картина катастрофы будет ясна очень скоро – все пилоты живы и бортовые самописцы целы”, – сказал “Ведомостям” гендиректор “Ютэйр” Андрей Мартиросов. Минтранс отказался дать комментарии до завершения расследования.

Начальник экипажа одной из крупнейших авиакомпаний считает, что причина катастрофы комплексная – человеческий фактор (посадка производилась в условиях почти нулевой видимости) и неисправность техники. Мартиросов с этим не согласен: “Большую роль могло сыграть резкое изменение погодных условий”.

“Я не хочу опережать события и делать выводы без достаточных оснований, но выводы будут сделаны, – еще в субботу заявил премьер-министр Михаил Фрадков. – Всегда подобные случаи отражают имеющиеся недостатки в этой сфере”. Но эксперты думают, что серьезных санкций в отношении “Ютэйр” не последует. “Авиакомпания крупная, и отзыва лицензии из-за одного происшествия не произойдет, – считает главный редактор агентства “Авиапорт” Олег Пантелеев. – Но “Ютэйр” скорее всего заявит о пополнении парка более безопасными иностранными самолетами”. По его мнению, власти ограничатся дополнительными проверками авиакомпании. Но источник в “Ютэйр” ждет от властей ограничений деятельности, например запрета полетов в Европу. Сейчас авиакомпания продлевает свидетельство эксплуатанта, напоминает президент профсоюза летного состава России Мирослав Байчук. В зависимости от причины катастрофы компании могут не продлить свидетельство, продлить только на год или с ограничениями.

А вот руководителю Росавиации Александру Юрчику катастрофа может стоить должности, думают эксперты. “Время, когда это произошло, очень неудобное для авиационных чиновников и авиакомпаний, – отмечает эксперт авиаотрасли, пожелавший остаться неназванным. – Ведь совсем недавно Минтранс ограничил ряду российских авиакомпаний разовые и чартерные полеты в Европу, а после этого в черный список Еврокомиссии не попала ни одна из российских авиакомпаний”. Теперь правительство может найти на место Юрчика человека, который завершит реорганизацию Росавиации, передав ее главные функции Ространснадзору, думает Пантелеев из “Авиапорта”. С самим Юрчиком вчера связаться не удалось.