Меньше, но дороже


Количество владельцев мобильных телефонов в Петербурге выросло с 72,5% в первом полугодии до 80,5% к концу 2006 г., говорится в исследовании “Комкон-СПб”. По итогам года 3,49 млн петербуржцев имели мобильные телефоны, причем рынок рос за счет детей 10–15 лет и пожилых людей, доли которых составили 8% и 11,5% соответственно.

Растет количество абонентов с дорогими телефонами. Доля телефонов стоимостью $200–400 выросла с 27,4%, до 28,3%. Количество приверженцев трубок дороже $400 увеличилось с 5,1% до 8,2%, утверждают в “Комкон-СПб”. А дешевыми мобильниками пользуются меньше. Телефоны за $120–200 имели во втором полугодии 2006 г. 12,2% жителей Северной столицы, а в первом – 17,8%. Количество пользователей телефонов стоимостью $70–100 сократилось с 8,1% до 7,1%. Рост в низкоценовом сегменте показали только аппараты дешевле $70, доля их приверженцев увеличилась с 9% до 9,8%.

Ведущий эксперт MRG Эльдар Муртазин подтверждает, что средняя стоимость сотовых телефонов растет. А доля тех, кто пользуется самыми дорогими трубками, составляет, по его оценке, около 5% и практически не меняется. На дорогие телефоны приходится также около 5%, говорит эксперт, добавляя, что имиджевые трубки меняют чаще, чем раз в полгода.

Подорожание телефонов продолжится, уверены в “Комкон-СПб”. Растет количество представителей среднего класса, большая часть которых покупает телефоны дороже $200, объясняет старший аналитик этой компании Евгений Антипов. Кроме того, пользователи мобильной связи становятся требовательнее к техническим показателям телефона.

Представители сетей салонов сотовой связи согласны с исследователями. Президент “Связного” Максим Ноготков говорит, что стоимость телефонов в его сети увеличилась в прошлом году более чем на 20% при марже примерно в 12%. Мы видим заметное увеличение спроса на дорогие трубки, вторит ему PR-менеджер по Северо-Западу Dixis Дмитрий Воробьев. Он объясняет это более частой сменой телефонов, развитием потребкредитования и просто ростом благосостояния петербуржцев. “К тому же трубки становятся более технологичными”, – добавляет Воробьев. Средняя цена мобильников в сети Dixis, по его словам, выросла за прошлый год на 11% до $240.

Раньше аппараты до $100 занимали до 35% рынка, сейчас – где-то 20%, говорит директор отдела телекоммуникаций Samsung Дмитрий Кузнецов. “Многие пользователи покупают трубки во второй или третий раз и предпочитают дорогие модели”, – объясняет он.

Рост стоимости телефонов помог продавцам. В прошлом году продажи телефонов не выросли, констатирует Ноготков. Однако выручка его компании увеличилась на 80% благодаря повышению стоимости телефонов, а также расширению сети. По оценке Муртазина, продажи в количественном выражении сократились примерно на 10%, однако из-за роста стоимости рентабельность продаж выросла на 8–9%, а валовый доход салонов – на 15%. Продажи телефонов не вырастут и в 2007 г., прогнозирует Ноготков. А Воробьев из Dixis полагает, что в этом году они сократятся на 5–7%.