НОВИНКИ КНИЖНЫХ РАЗВАЛОВ: Японское чудо


Несмотря на слово “бизнес” на обложке, невозможно с ходу понять, как же все-таки бизнес-роман “Сиртаки по-японски” затесался в ряды деловой литературы. Ведь с первых строк погружаешься в банальную житейскую историю: “Мне исполнилось 37 лет, и я только что развелся. В активе у меня было двое маленьких детей, в которых я души не чаял, а в пассиве – чокнутая жена, которая меня ненавидела”.

Но любовная история – лишь одна сторона медали, на другой – два американских топ-менеджера сражаются за победу. Для одного на кону карьера и место первого лица в организации, для другого – спасение завода. У одного в советниках “Князь Тьмы”, у другого – сэнсэй из “Тойоты”.

Путь одного из старейших предприятий по производству грузовиков почти привел компанию к закрытию: “Наши люди стараются изо всех сил, нам приходится работать сверхурочно, но какой от этого толк? – восклицает главный герой и задает риторический вопрос: – Почему ничего не меняется к лучшему?” Господин Сайто, открывший несколько заводов компании “Тойота” по всему миру, терпеливо объясняет ученику, что американцы делают не так. “Мы не сокращаем количество рабочих, мы сокращаем потери, а людей отправляем на другие участки, где они принесут больше пользы”, – говорит он после посещения цехов предприятия. Шаг за шагом учитель и ученик ищут потери (Muda) – деятельность, не создающую ценность. И многое им удается изменить к лучшему. Но победить американский менеджмент в лице выпускника MTI и обладателя МВА в Гарварде им не под силу. На его компьютерах установлена программа “Виртуальное производство”, позволяющая отслеживать ход выполнения процессов в цехе, к тому же он “любимчик финансового директора компании”, которому нравится управленческий стиль, основанный на статистических методах. Финал противостояния Востока и Запада оказался предсказуем: молодой увалень, взявший за лацканы пиджака старого японца со словами “Я сказал: убирайся отсюда, чертов япошка!”, через минуту “грохнулся на пол как мешок с костями”.

На этом можно было бы поставить точку, если бы не одно обстоятельство: Паскаль Деннис более 20 лет занимается производственной системой “Тойоты” и иногда “выбалтывает” профессиональные секреты, кажущиеся на первый взгляд простыми и несколько наивными. Что, например, стоит за словами сэнсэя “Руководители должны ходить и отслеживать текущее состояние дел в цехах. Менеджеру не следует полагаться только на компьютерные данные, он вообще не должен зависеть от компьютера”. Оказывается, это значит, что всем надо усвоить подход А3 – только не путайте этот акроним с автозаправкой. На самом деле это обычный лист бумаги формата А3, но именно он – “самое важное средство коммуникации на “Тойоте”, где графически излагается стратегический план по улучшению качества”.

Еще одна изюминка бизнес-романа – подробное объяснение того, как именно действует на практике знаменитый цикл Деминга – планируй, делай, проверяй, воздействуй, – именуемый чаще циклом PDCA. О нем за кружкой пива поведал главному герою приятель, работающий на заводе “Тойота” в Кентукки. “На заводе в Кентукки, где больше пяти циклов РDСА, эффективность этой системы превышала 90%, но на это потребовалось целых тринадцать лет”, – пишет Паскаль Деннис. Правда, он пишет об Америке, а у нас свои “кентукки” на Волге. Сработает ли там японское чудо?