Программа “усиления черных” россиян не пугает


В свою очередь, южно-африканские компании начинают инвестировать в Россию. Bateman Projects подписала контракт на $42 млн с “Алросой” об обустройстве нового месторождения алмазов в городе Мирный и готова строить для нее обогатительные фабрики. Эта же компания ведет переговоры с “Севералмазом” о строительстве алмазных шахт в Архангельской области и с “Роснефтью” – о ремонте нефтепроводов. De Beers изучает возможность инвестировать в алмазодобычу в Архангельской области, а компания “Монти” купила 19% ЦБК в Сыктывкаре.

Сейчас товарооборот между Россией и ЮАР символический – $180 млн. Если 50 лет назад эта страна занимала 13-е место в торговле с Россией, то сейчас – 148-е, напомнил замминистра экономразвития Андрей Шаронов. После визита президента Владимира Путина в сентябре прошлого года сотрудничество активизировалось. Фрадков на встрече с вице-президентом ЮАР Фумзиле Мламбо-Нгкука обсудил развитие космоса, высоких технологий и ядерной энергетики.

Но это в будущем, а пока два экспортера природных ресурсов будут вместе осуществлять проекты, в которых у них большой опыт. Пока объем инвестиций практически нулевой, зато есть длинный список совместных проектов. “Ренова” уже начала освоение месторождения марганцевых руд в бассейне реки Калахари, объем инвестиций вместе с планируемым строительством завода марганцевых ферросплавов составит $300 млн. “Евраз” уже купил 24,9% Highveld Stel and Vanadeum и в течение года решит, довести ли ее до 79%, потратив еще $516 млн. “Русал” ведет переговоры о строительстве алюминиевого завода мощностью 750 000 т и электростанции мощностью 1300 МВт на базе местного угля. О намерении вести разведку и добывать алмазы и металлы платиновой группы заявила “Алроса”. “Газпром” готов участвовать в нефтегазовых проектах, а “Трансмашхолдинг” – поставлять вагоны, дизели и энергоустановки. Вчера агрохимическая корпорация “Азот” подписала соглашение о создание СП по производству минудобрений, в Внешэкономбанк – соглашение со Standard bank о поддержке экспорта и финансировании проектов в экспортно-ориентированных отраслях.

Реализация совместных проектов поможет увеличить товарооборот в разы, рассчитывает Шаронов. А визиты такого уровня показывают, что российское правительство поддерживает компании в их начинаниях, добавляет он. Правда, росту инвестиций мешают особенности южно-африканского законодательства: согласно “Программе промышленного партнерства” инвестор до 30% от стоимости сделки должен отдать на поддержку коренного населения. Его обязательства фиксируются в специальном договоре, и он должен выполнить их в течение семи лет. Кроме того, в ЮАР с 2003 г. действует политика “экономического усиления черных”. Ее главная цель – чтобы к 2014 г. у черных было 26% акций как в капитале отдельно взятой компании, так и в экономике в целом. Эта политика привела к сокращению инвестиций и выводу капитала из страны. Успех российских компаний будет зависеть от знания нюансов законодательства и выбора компаний, участвующих в программе “экономического усиления черных”, считает Минэкономразвития.