Провода вместо трубок


Флагманом российского телекоммуникационного рынка в 2007 г. станет широкополосный доступ в Интернет – этот сегмент будет расти ударными темпами, обогнав лидировавшую ранее сотовую связь, заявил на коллегии Мининформсвязи министр Леонид Рейман. По его словам, в прошлом году сотовые операторы подключили около 24 млн новых абонентов – вдвое меньше, чем годом ранее. Это, по мнению министра, объясняется тем, что компании стали уделять меньше внимания размеру своей абонентской базы, сосредоточившись на ее структуре и финансовых показателях. Благодаря этому сотовая связь сохранит свои позиции по объемам доходов. В 2006 г. на ее долю пришлось 49% доходов инфокоммуникационной отрасли РФ.

“Доходы и прибыли сотовых компаний стабильно росли весь год вопреки предположениям о насыщении рынка”, – сообщил Рейман. Президент МТС Леонид Меламед полагает, что в этом году рынок сотовой связи в России вырастет на 15% – с $13,7 млрд до $15,7 млрд. Опрошенные “Ведомостями” аналитики прогнозируют рост на 14–16%. Этот рынок полностью насыщен и минимальный рост ему обеспечивают дополнительные услуги и увеличение среднего времени разговора, говорит аналитик Comnews Research Наталья Аристова.

Рынок широкополосного доступа в денежном выражении гораздо скромнее – всего $1 млрд в 2006 г., но растет быстрее – на 50–60% в год. Проникновение сотовой связи в России давно превысило 100%, а широкополосного доступа –всего 5–25% в зависимости от региона при общемировом уровне 30–60%, говорит вице-президент “Корбины Телеком” Александр Малис. Он считает, что в этом году рынок скоростного Интернета удвоится, а в Москве рост составит 30%. Главный управляющий Golden Telecom Жан-Пьер Вандромм рассчитывает, что в 2010 г. в России будет 10 млн пользователей этой услуги по сравнению с 2,2 млн в 2006 г. Это стратегическое направление для компании, продолжает он, рост этого рынка сдерживается долгим строительством сетей.

На это делают ставку и компании “Связьинвеста”. Они уделяют особое внимание развитию широкополосного доступа, говорит директор департамента внешних коммуникаций “Связьинвеста” Олег Михайлов. Число абонентов будет расти по экспоненте, уверен коммерческий директор “Уралсвязьинформа” Андрей Белобоков. К 2011 г. только на Урале абонентами скоростного Интернета станут 2,5 млн человек, из них абонентами его компании – 1,5 млн человек. В 2006 г. “Уралсвязьинформ” увеличил число пользователей этой услуги с 115 000 до 250 000 человек, а в этом году планирует получить от передачи данных более 10% выручки – 4 млрд из 38 млрд руб. Прирост абонентской базы в фиксированной связи существенно замедляется в связи с “мобильным” замещением, отмечает Белобоков. “В будущем главной ценностью фиксированной связи будет быстрый и удобный широкополосный доступ к услугам (Интернет, различные интерактивные теле- и видеосервисы), а голосовые услуги, возможно, станут бесплатным бонусом”, – полагает он.

По прогнозу гендиректора “Связьинвеста” Александра Киселева, выручка холдинга будет расти ниже рынка – на 9%. Этот прогноз исходит из осторожных оценок, после подведения итогов первого полугодия будет скорректирован. Аристова прогнозирует не менее чем 15%-ный рост выручки “Связьинвеста” в 2007 г. Фиксированная связь будет расти на 19% в 2007 г., а сотовая – на 17%, говорит аналитик МДМ-банка Елена Баженова. Доминирование сотовой связи в структуре доходов российского телекоммуникационного рынка в ближайшие пять лет сохранится, говорит старший аналитик iKS-Consulting Маргарита Зобнина, но более высокие темпы роста (50–60%) будет демонстрировать сегмент доступа в Интернет.