Сбылась мечта правительства


Социологи выяснили, что чаще всего легальную зарплату получают образованные люди: среди них число обладателей белых заработков доходит до 70–80%. А среди выпускников школ и ПТУ, зарабатывающих меньше 1500 руб. в месяц, этот уровень значительно меньше (61–63%). Как показал опрос, наиболее распространены налоговые схемы в Санкт-Петербурге и Москве, где лишь 47% трудящихся имеют легальную зарплату. Указывают, что получают серую зарплату, треть столичных жителей (34%) и только 8–17% респондентов из других регионов.

То, что в целом по России уровень легальных зарплат оказался достаточно высоким, – это заслуга регионов, где работают в основном бюджетники и практически нет бизнес-структур, использующих различные налоговые схемы, полагает директор по коммуникациям ВЦИОМ Игорь Эйдман. Кроме того, выход зарплат из тени связан с уходом от расчетов в валюте, где были наиболее развиты налоговые схемы, считает он.

Доля легальных зарплат сильно преувеличена, считает исполнительный директор Центра развития Наталья Акиндинова. “Видимо, отвечая на подобные вопросы, люди сознательно или подсознательно страхуются и не говорят правду”, – рассуждает она. По расчетам Акиндиновой, в тени находится не меньше 30% заработков (опрос показывает 17%). Эти люди заняты в основном в малом бизнесе, говорит Акиндинова: крупные и средние работодатели уже давно платят белую зарплату, не желая лишний раз связываться с налоговой инспекцией.

Но научный руководитель Центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер убежден, что опрос показывает правильное соотношение. Примерно каждый пятый работник занят в бюджетной сфере, где схемы не практикуются, подсчитал он. Кроме того, в последние годы представители банковско-страховых структур перешли на легальные выплаты, опасаясь, что их лишат лицензии, и это также повлияло на статистику, добавляет он.

Все схемы сейчас сконцентрированы преимущественно в торговле и строительстве, говорит Дмитрий Белоусов из ЦМАКП. По его мнению, проблему серых зарплат относительно количества населения решить удалось, но выход из тени оказался не таким быстрым, как рассчитывали авторы реформы.

Снижение базовой ставки единого соцналога в 2005 г. с 35,6% до 26% привело только к снижению бюджетных поступлений, а вот реформа подоходного налога была удачной: с 2001 г. граждане платят все больше налогов на личные доходы. Например, в 2006 г. поступления от подоходного налога выросли на 31,6%, благодаря чему он стал третьим по значимости для бюджета после налогов на прибыль и на добычу полезных ископаемых.

Бизнес считает, что динамика выхода зарплат из тени положительная, говорит эксперт “Деловой России” Антон Данилов-Данильян. Предпринимателям приходится легализовывать зарплаты по объективным причинам: серые схемы не нравятся сторонним инвесторам, к тому же налоговые органы объявили войну неофициальным заработкам. Чтобы вывести из тени остальное, нужно снизить ЕСН до 12–13%, считает он. Но правительство готово пойти на это лишь в отдаленной перспективе, говорит чиновник налогового департамента Минфина.