Управляя комаром


Французский режиссер и продюсер всего на сутки приехал в Москву, чтобы представить свой анимационный фильм “Артур и минипуты”. Люк Бессон сам написал сценарий и поставил его. Это история о мальчике, попавшем в страну человечков-минипутов, живших в его собственном саду. Бессон работал над фильмом около пяти лет и потратил на него $86 млн.

– Чтобы сделать “Артура и минипутов”, вы построили крошечный город с цветами, деревьями, домиками. Со стороны кажется, будто взрослый человек придумал себе игру и играл в нее несколько лет. Так оно и было?

– Знаете, существует большая разница между воспоминаниями о детстве и инфантильностью. Детство, первая влюбленность, родители – это и есть корни, из которых вырастает дерево. Но фильм не игра. Пять лет жизни, 600 участников проекта – это серьезно. Учтите, что первые два года ушли просто на подготовку. Я не видел ни кадра из моего будущего фильма, я должен был в него просто верить, хранить терпение, спокойствие. Сколько раз мне хотелось махнуть на все это рукой! Но я оставался хорошим взрослым.

– Как на фильм отреагировали дети?

– Я смотрел фильм вместе с детьми несколько раз. И меня поразила их сосредоточенность. Они сидели, не шевелясь. А вы же знаете, как легко дети начинают скучать. Когда они выходили из кинозала, они были как будто в шоке. Спрашиваешь их: “Ну как, понравилось?” Мычание, кивок, и ни слова. Я отлично помню, как испытал в детстве похожий шок после диснеевского “Маугли”. Я тоже не мог говорить. Я больше не хотел, чтобы меня воспитывали мама и папа, я хотел, чтобы моими родителями стали медведь и пантера. Они бы научили меня, как чесать спину, как прыгать по деревьям. Это было давным-давно, но я это так ясно помню!

– В ваших фильмах много фантастики. Это способ сбежать в другой мир?

– Чтобы обсудить что-то из повседневной жизни, я могу постучать в дверь соседу. Но вот ты приходишь в кино, гаснет свет, и хотя бы на два часа тебе хочется оказаться в другой жизни. Ты ждешь чего-то необычного, яркого, оглушительного. Хочешь побывать в чужой шкуре – гонщика, ныряльщика, Жанны Д’Арк, мальчика Артура. В последнее время во французском кино было столько обыденности! Актер, актриса, кухня, ванная, они говорят и курят, и так все два часа.

– Но иногда люди идут как раз на такое кино.

– Кино должно быть разнообразным. Пусть будет и черно-белое интеллектуальное кино, и американские блокбастеры, и фильмы русских, иранских, китайских режиссеров. Представьте себе, что крутят одни только американские блокбастеры, – это было бы ужасно!

– Кстати, Америка в отличие от Европы не слишком восторженно приняла “Артура и минипутов”...

– Да, и то же самое было с “Пятым элементом” – везде, кроме Америки, сборы были огромны. Дух, атмосфера этих фильмов – европейские, а не американские, вот и все.

– Тогда почему действие перенесено в штат Коннектикут? Это воспринимается как попытка расположить к себе американцев.

– Ничего подобного. Мне хотелось, чтобы все происходило в 1960-е гг., мне нравятся американские машины того времени, посуда, мебель. А во Франции в это время было неспокойно, она была занята войной. В Америке же звучала музыка, было весело и раскованно.

– Вы выбрали 1960-е ради антуража ?

– Нет, потому что сегодня минипуты не выжили бы – всюду фривеи, машины, а не сады и леса. Мы довольно активно разрушаем нашу планету. По-моему, это настоящая драма. Я рад, что мой фильм выходит сейчас, это еще одна капля воды, которая точит камень.

– В “Артуре и минипутах” можно обнаружить параллели с другими сказками – “Гарри Поттером”, “Властелином колец”, “Гулливером в стране лилипутов”, даже “Дюймовочкой” Андерсена.

– Я начал работу над проектом, когда некоторых фильмов, которые вы называете, еще не существовало даже в производстве. Кроме того, многие общие места известны нам с древних времен – борьба добра со злом, волшебное царство, бесстрашный главный герой, красавица героиня. В том же “Гарри Поттере” звучат темы, появляются герои, которые были придуманы задолго до Роллинг.

– Что для вас самое драгоценное в вашем фильме?

– Когда тебе 10 лет, тебе ничего не разрешают. Туда не ходи, этого не бери, машину тебе водить рано, ты же маленький. Мой фильм демонстрирует парадокс: если ты становишься в сотни раз меньше, ты можешь сделать в сотни раз больше. Не можешь управлять машиной, что ж, зато можешь управлять комаром. Десятилетний ребенок, который увидит фильм, поймет, что, хотя он маленький или, может быть, бедный, он все равно может столько сделать!

– Эротический подтекст, который присутствует во множестве сцен, – это разговор с родителями поверх детских голов?

– Эротика? Разве она там есть? Это взгляд взрослого. Дети ничего этого не замечают.

– Горячие поцелуи Артура и Селении...

– Поцелуй – это любовь. Селения – просто красивая, а не сексуальная, вам скажет это любой ребенок, спросите! Они видят, как родители целуют друг друга, что в этом такого? Вот когда я смотрю новости, я вижу эти кошмары, борьбу за деньги, за влияние, – вот что действительно ужасно. А поцелуи – прекрасно.

– Почему популярность анимационных фильмов растет и среди взрослых?

– Именно из-за того, что дети приходят в кино с родителями, фильмы для детей делаются с оглядкой на взрослых. Половина шуток, музыкальных отсылок детям непонятны; и это нечестно по отношению к юному зрителю. В старых диснеевских мультфильмах этого практически не было. Я счастлив и горд, что сделал фильм именно для детей, а не для их родителей. Хотя и у них будет возможность испытать что-то вроде ностальгии, вспомнить детство.