Мини-выход найден


Выход в том, чтобы специальным федеральным законом вывести из системы обеспечения льготными лекарствами категорию граждан, нуждающихся в дорогостоящих препаратах, резюмировал Грызлов. По его словам, речь идет о 300 000 больных диабетом, рассеянным склерозом, а также болезнями крови. Разработка законопроектов начнется уже на следующей неделе.

Рабочая группа, в которой участвовали депутаты от “Единой России” и глава Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) Дмитрий Рейхарт, работала месяц, на ней и были сделаны предложения по выделению нуждающихся в дорогих лекарствах в отдельную федеральную целевую программу, говорит пресс-секретарь ФФОМС Павел Бреев. Речь шла о больных диабетом, рассеянным склерозом, гемофилией и лейкозом, подтверждает он слова Грызлова.

Назвать три варианта Зурабова Бреев не смог. В Минздравсоцразвития рассказать о предложенных вариантах тоже отказались. Руководитель рабочей группы по дополнительному лекарственному обеспечению (ДЛО) депутат Ольга Борзова тоже не хочет говорить о предложенных вариантах до пятницы.

Такое решение позволит снизить расходы на 10–15%, подсчитал ведущий аналитик “Фармэксперта” Давид Мелик-Гусейнов. По лечению этих болезней существует алгоритм, описывающий, сколько лекарств и в каких дозах нужно больному, поэтому контролировать их выделение для целевой группы проще, объясняет он. Сейчас приходится контролировать их выписку для 8 млн членов программы ДЛО, напоминает он.

Это рационально, действующий норматив в 424 руб. на одного льготника на практике превышается в два раза, причем во многом за счет группы больных, нуждающихся в дорогих лекарствах, считает директор по науке Независимого института социальной политики Сергей Шишкин, и, если выделить через ФЦП эту категорию, расходы на нее станут прогнозируемы.

ФЦП упростит расчет затрат на ДЛО, а эта проблема сейчас главная, соглашается представитель компании-поставщика. В прошлом году его брали с потолка: разделили 50 млрд руб. в 2005 г. на два, так как половина участников из программы вышла, и добавили 4 млрд руб. Но в итоге вместо 29 млрд потребовалось 67 млрд руб., напоминает он.

Принятое решение – это мини-реформы, считает Мелик-Гусейнов: кроме озвученной Грызловым меры в нее могла бы войти система соплатежей (базисная цена для дешевого лекарства бесплатно и доплата к ней из средств больного за дорогое лекарство того же состава), что позволило бы снизить издержки по дорогим лекарствам на 15–20%. Два других варианта – использование средств стабфонда и закрытие программы ДЛО, предлагает Мелик-Гусейнов.

Системе ДЛО также поможет введение лимитов бюджета для медучреждений и – в случае их превышения – ревизии выписанных рецептов, считает Шишкин. Но контролировать это должны не территориальные ФОМСы, а выбранные в каждом регионе страховые компании, предупреждает Мелик-Гусейнов.

Единственный способ решить проблему – погасить долги дистрибуторам, начинать какие-то реформы системы без этого бессмысленно, считает представитель компании-поставщика. Если сейчас появится политическое заявление на уровне вице-премьера о погашении долгов до конца I квартала 2008 г., то многие компании будут до этого периода продолжать поставки, заключает он.