Отказ в оригинальности


Первый магазин “Фабрика обуви” был открыт в марте 2006 г. в Томске, затем “Обувь России” открыла еще девять магазинов под этим названием в Бийске, Омске, Новосибирске, Абакане. По словам собственника “Обуви России” Антона Титова, в течение 2007 г. планируется довести долю сети в общем товарообороте группы до 25% (сейчас 20%). С марта 2007 г. сеть будет развиваться под новым названием “Пешеход”, сообщил Титов. По его словам, в конце 2006 г. “Обувь России” попыталась зарегистрировать в Роспатенте товарный знак “Фабрика обуви”, но получила отказ – марка была признана не подлежащей регистрации из-за общеупотребительности словосочетания. Также, по словам Титова, выяснилось, что на обувном рынке есть другие производители со схожим названием. В Москве работает холдинг “Фабрика обуви”, состоящий из нескольких московских фабрик, развивающий в регионах России более 20 магазинов и гипермаркетов “Фабрика обуви”, в которых представлена обувь как собственного производства, так и от более чем 140 поставщиков. “Для меня важно закрепить за собой наименование сети дискаунтеров из-за уникальности этого формата для Урало-Сибирского региона”, – говорит Титов. Уже зарегистрированный товарный знак “Пешеход” компания Титова приобрела в начале марта в интернет-магазине brandmarket.ru.

Представленные на сайте бренды и товарные марки продаются от $10 000 до $20 000. Brandmarket.ru продает товарные знаки, которые зарегистрированы магазином в Роспатенте либо зарегистрированы на других лиц, предлагающих их к продаже.

“Ренейминг сети мы проведем уже летом, – говорит Титов. – Теперь мы готовы инвестировать в раскрутку бренда “Пешеход”, тогда как в 2006 г. вкладывались в основном в продвижение “Вестфалики”. Затраты на продвижение “Вестфалики” в 2006 г. составили около 20 млн руб., на 2007 г. – $1,5 млн. Планируемый маркетинговый бюджет “Пешехода” в 2007 г. Титов оценивает в 40 млн руб.

Директор компании “Айкон Маркетинг” Сергей Барышев отмечает, что решение о названии сети целесообразно было бы принимать на стадии запуска, заранее “пробив” марку в Роспатенте и убедившись, что она свободна и охраноспособна. Гендиректор обувной сети “Монро” Олег Маслов полагает, что ренейминг “Фабрики обуви” пройдет безболезненно. “Их покупатель больше привык к месту продаж, чем к вывескам”, – уверен Маслов. По его словам, наименование “Монро” было зарегистрировано в Роспатенте еще восемь лет назад, в начале развития сети. “Являясь правообладателями, мы смогли несколько раз пресечь использование нашей марки недобросовестными конкурентами”, – рассказал Маслов.

С аналогичными проблемами сталкивались и другие сибирские бизнесмены. К примеру, компания “Фуд-мастер”, тиражирующая сеть трактиров русской кухни “Жили-были”, в 2006 г. решила зарегистрировать на себя наименование сети и выяснила, что правообладателем этого товарного знака является самарская группа компаний “Вид”, развивающая сеть ресторанов с таким же названием в Самарской области, рассказал гендиректор “Фуд-мастера” Роман Кучеренко. “В начале 2007 г. года мы заключили с группой “Вид” соглашение и теперь можем на законных основаниях использовать его на любом географическом пространстве”, – говорит Кучеренко.

Сейчас решает проблему с регистрацией бренда новосибирская компания “Высокий уровень”, развивающая сеть магазинов подарков (девять точек). “Полтора года назад мы решили объединить магазины, которые открывали под разными наименованиями (“Страна подарков”, “Вип-галерея”, “Высокий уровень”), под единым брендом “Галерея подарков”, – рассказывает президент компании Сергей Доброневский. – Но, как выяснилось, эту марку уже зарегистрировала одна московская фирма. Тогда мы получили у Роспатента разрешение зарегистрировать оригинальный товарный знак D’A.R.”.