Столица судостроения


Пакет документов по созданию ОСК президент Путин должен был подписать вчера, однако на момент сдачи номера на его официальном сайте не было информации об этом. А вот глава ОСК уже назначен. Им станет советник президента по военно-промышленной политике Александр Бурутин – указ о его назначении подписан во вторник. Определено и место, где будет находиться руководящий орган создаваемой корпорации. Головной офис ОСК должен располагаться в Петербурге, заявил вчера во время визита в город первый вице-премьер Сергей Иванов. “Здесь сосредоточены основные проектно-конструкторские бюро и научные институты”, – пояснил Иванов.

По словам Иванова, независимым останется ФГУП “ЦНИИ им. Крылова”, которое будет переименовано в Крыловский научный центр и станет научной базой для новых разработок в области судостроения. По данным Комитета экономического развития и промышленной политики городской администрации, в городе работают 27 судостроительных производств и 30 конструкторских предприятий. Из них 31, в том числе “Адмиралтейские верфи”, Средненевский судостроительный завод, ЦНИИ “Прометей”, ЦНИИ “Технологии судостроения”, ЦНИИ “Электроприбор”, ЦНИИ “Гидроприбор”, НПО “Аврора”, являются ФГУПами. Все они войдут в состав госкорпорации, уверяет чиновник Смольного.

Кроме того, в ОСК будут включены госпакет в 21% акций “Северной верфи” и “золотая” акция Балтийского завода. Контрольные пакеты обоих предприятий принадлежат Объединенной промышленной корпорации (ОПК) Межпромбанка. “ОПК готова рассматривать любые предложения о сотрудничестве с государством, но пока они не поступали”, – говорит представитель пресс-службы ОПК. По его словам, пока конфигурация холдинга только обсуждается и конкретных очертаний он не приобрел.

По словам вице-премьера, создание судостроительной корпорации потребует времени. “Не надо думать, что, как только мы зарегистрируем эту структуру, [в Петербурге] прольется золотой дождь. Только акционирование ФГУПов потребует не менее года”, – заявил Иванов.

Экономика Петербурга в ближайшие годы почти ничего не получит от присутствия здесь головного офиса ОСК, ведь у нее не будет прибыли, согласен один из чиновников Смольного. “Логично зарегистрировать в городе судостроительную федеральную структуру. Ведь около 40% всех производственных мощностей отрасли и 75% науки находится в Петербурге”, – говорит чиновник. По его оценке, на судостроение приходится около 30% выручки обрабатывающих производств города.

Эксперты скептически оценивают перспективы холдинга. Прежде чем объединять в одну структуру государственные судостроительные активы, необходимо понять, все ли они жизнеспособны, считает главный специалист ЦНИИ “Технологии судостроения” Илья Вайсман. По его словам, сейчас в России около 70 государственных предприятий отрасли, их активы он оценивает в 500 млрд руб. Но, по словам Вайсмана, только около 30% мощностей предприятий загружено и имеет перспективы при условии инвестиций в их реконструкцию на уровне нескольких миллиардов долларов. “Остальные следует признать излишними и сократить”, – считает эксперт.

Если в судостроительную госкорпорацию будут слиты все активы без разбора, она вряд ли будет прибыльна даже в отдаленной перспективе, полагает руководитель одного из госпредприятий отрасли. “Гораздо эффективнее было бы оставить хорошо работающие предприятия в покое, ликвидировав убыточные”, – считает он. При этом он полагает, что акционирование ФГУПов для создания холдинга необязательно. “Никто не доказал, что акционированное ФГУП сразу начинает работать эффективно”, – уверяет менеджер.

Чиновники столкнутся с сопротивлением руководства госпредприятий при создании единой структуры, полагает руководитель одного из проектных институтов. “Многие уже научились эффективно работать самостоятельно и не потерпят создания еще одной контролирующей надстройки над своим предприятием”, – говорит он.