Устинов занялся Евросудом


Указ президента о замене Павла Лаптева на посту представителя России в ЕСПЧ на сотрудницу НИИ Генпрокуратуры Веронику Милинчук был опубликован вчера вместе с другим указом, который перелагал ответственность за обеспечение работы представителя с Главного правового управления (ГПУ) администрации на Минюст. В приложенной к указу справке ГПУ говорилось, что это сделано в соответствии с указом президента 2004 г. о функциях Минюста, где в их числе называлась защита прав человека. Ранее источник в ЕСПЧ сообщил “Ведомостям”, что Лаптева было решено сменить в плановом порядке – он проработал на этом посту уже восемь лет, однако постоянные проигрыши Россией исков в суде также могли сыграть свою роль. В прошлом году, по данным самого Лаптева, из России в суд поступило 10 000 жалоб, решения вынесены по 106, из них 100 не в пользу России.

По словам источника в органах прокуратуры, Милинчук известна Устинову и работала при прежнем генпрокуроре в международно-правовом управлении Генпрокуратуры, а после перевода Устинова в Минюст перешла в ведомственный НИИ. По словам прокурорского работника, похоже, что ГПУ администрации уже “утомилось” курировать это неблагодарное направление и работу с Евросудом спихнули в Минюст.

Впрочем, в европейских странах обычно именно министерства юстиции занимаются работой с Евросудом, говорит сотрудник ЕСПЧ, хотя документами суда это никак не регламентируется. По словам директора информационного офиса Совета Европы в России Николая Топорнина, изначально работу представителя курировало ГПУ, потому что считалось, что это позволит быстрее находить общий язык по вопросам Евросуда с другими органами власти, стоящими ниже администрации. Теперь же, похоже, решено, что эта работа должна в большей степени носить профессионально-юридический, а не политический характер – и с этим лучше справится Минюст. По мнению Топорнина, министерству следует обратить внимание не только на защиту интересов государства в Страсбурге, но и на реагирование на причины, из-за которых российские граждане подают иски в ЕСПЧ и выигрывают их.

По словам адвоката Елены Липцер, работающей с ЕСПЧ, личность конкретного представителя государства в суде не так важна – главное, чтобы российские власти реагировали на выявленные судом нарушения, и как справится с этим Минюст, может показать только практика.