Все трубы в одной компании


Близкую к этой оценку дает аналитик МДМ-банка Андрей Громадин: по его словам, исходя из финансовых мультипликаторов “Транснефти” рыночная стоимость “Транснефтепродукта” может составить примерно $1,3 млрд. Начальник аналитического отдела “Брокеркредитсервиса” Максим Шеин оценивает “Транснефть” в $14 млрд, “Транснефтепродукт” – в $1,5 млрд. Если “Транснефтепродукт” будет вноситься за счет выпуска только обыкновенных акций, их должно стать больше на 16%. Чтобы сохранить соотношение с привилегированными, число “префов” также надо увеличить на 16%. Вчера капитализация по “префам” “Транснефти” составила $3,2 млрд. 16% новых привилегированных акций будут стоить $510 млн. Это минимум, который может получить “Транснефть” после их размещения, считает аналитик: бумаги будут пользоваться спросом благодаря новым проектам “Транснефти” от ВСТО до Бургас – Александруполис.

Первым объединить две трубопроводные компании еще в 2004 г. предложил президент “Лукойла” Вагит Алекперов, поделившийся соображениями с министром экономического развития и торговли Германом Грефом: так у объединенной компании появится возможность концентрировать и перераспределять финансовые и материальные ресурсы для развития наиболее важных транспортных направлений. В мае 2006 г. эту идею начали активно обсуждать чиновники заинтересованных ведомств, причем появилось предложение включить в объединенную компанию помимо “Транснефти” и “Транснефтепродукта” еще и железнодорожную компанию “СГ-транс”, а также госдолю в Каспийском трубопроводном консорциуме и пакеты акций в нескольких мелких нефтемаслозаводах.

О том, что Фрадков отправил в администрацию президента России документы по слиянию “Транснефти” и “Транснефтепродукта”, “Ведомостям” рассказали два источника, близких к совету директоров “Транснефти”. В бумагах, по словам чиновников, описана следующая схема: сначала “Транснефтепродукт” будет исключен из списка стратегических предприятий, для чего потребуется указ президента. Затем акции “Транснефтепродукта” будут оценены и переданы в уставный капитал “Транснефти”, при этом монополии надо будет провести дополнительную эмиссию акций. По словам одного из собеседников “Ведомостей”, нынешнюю пропорцию между привилегированными и обыкновенными акциями менять нельзя, поэтому допэмиссия будет состоять из обоих видов бумаг. Причину сохранения пропорции он не назвал, но с законодательством она не связана: управляющий партнер юридической компании AST Legal Анатолий Юшин утверждает, что такой нормы не существует. По словам источника “Ведомостей”, акциями “Транснефтепродукта” государство оплатит дополнительные обыкновенные акции монополии. А дополнительная эмиссия привилегированных акций, возможно, будет размещена на бирже, утверждает собеседник “Ведомостей”. По его словам, эта идея только обсуждается. “Транснефти” нужны деньги на строительство Восточно-Сибирского трубопровода, поэтому размещение на бирже привилегированных акций будет кстати”, – рассуждает собеседник “Ведомостей”. По мнению источника, близкого к Кремлю, объединенную компанию скорее всего возглавит нынешний президент “Транснефти” Семен Вайншток.

Официальный представитель “Транснефтепродукта” эту информацию комментировать не стал, а вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев сказал, что, в принципе, о проекте объединения двух компаний ему известно, но в какой форме это планируется сделать, он не знает. “Это компетенция акционеров, т. е. государства. А мы выполним любое его решение”, – заключил Григорьев.

По мнению источника, близкого к “Транснефтепродукту”, эта компания стоит около 35–37 млрд руб. Но для внесения ее акций в уставный капитал “Транснефти”, полагает он, Росимущество скорее всего закажет специальную оценку.