Никакой самодеятельности

Д. Гришкин

Если “Новатэк” подаст заявку на аукцион, он будет там исполнять такую же роль, как “Самотлорнефтегаз” на первом аукционе, объясняет руководитель аналитического отдела “Атона” Стивен Дашевский. По его мнению, главная задача появления “Новатэка” может заключаться в том, чтобы аукцион вообще состоялся. Ведь итальянские компании до сих пор не определились. Возможно, “Новатэк” и купит эти активы, перекредитовавшись, например, у Газпромбанка, чтобы впоследствии перепродать их “Газпрому”. Если “Новатэк” пойдет на аукцион, это станет плохой новостью для его акционеров, заключает эксперт.

“Новатэк” может подать заявку на аукцион по газовым активам ЮКОСа, запланированный на 4 апреля, рассказали “Ведомостям” два инвестбанкира, работающих с газовым предприятием. Во второй юкосовский лот войдут 20% акций “Газпром нефти”, “Арктикгаз” и “Уренгойл Инк”, а также акции еще 16 мелких компаний. Стартовая цена лота – 144,77 млрд руб., задаток – 28,99 млрд руб. “Интерес есть, но помимо него должно быть и политическое решение”, – добавляет один из банкиров. По его информации, “Новатэк” может участвовать в аукционе в интересах “Газпрома”, который напрямую не решается подавать заявки, опасаясь исков на Западе от миноритариев ЮКОСа.

“Новатэк” собирается участвовать в аукционе по газовым активам, но окончательное решение еще не принято, подтверждает источник, знакомый с планами компании. “Какая тут самодеятельность!” – ответил он на вопрос “Ведомостей”, собралась ли компания на аукцион сама или по просьбе “Газпрома”.

По словам пресс-секретаря “Новатэка” Михаила Лозового, в компании этот вопрос не рассматривался и решения никакого нет, а представитель “Газпрома” Сергей Куприянов воздержался от комментариев.

Пресс-секретарь конкурсного управляющего ЮКОСа Николай Лашкевич отказался сообщить, появились ли претенденты на второй лот. Пока нет ни одного, признается источник, близкий к конкурсному управляющему.

Еще до того как конкурсный управляющий решил объединить в один лот акции “Газпром нефти” и газовые “дочки” ЮКОСа, за “Арктикгазом” и “Уренгойлом” выстроилась очередь претендентов. Первым был Григорий Березкин: контролируемая им фирма “Энергогаз” (49% – у итальянских Eni и Enel) еще в декабре прошлого года обратилась за разрешением на покупку этих компаний в Федеральную антимонопольную службу.

Менеджеры “Газпрома” допускали, что концерн позже может перекупить активы у Березкина, чтобы избежать возможных исков от акционеров ЮКОСа, а сам предприниматель вел переговоры с инвестбанками о кредите до $2 млрд на покупку газовых активов, рассказывали “Ведомостям” два инвестбанкира. Главным претендентом на 20% “Газпром нефти” считался “Газпром”, который заложил в инвестпрограмму на этот пакет $3,75 млрд. Акциями “Газпром нефти” интересовалась американская Chevron, направлявшая письмо конкурсному управляющему, но она так и не решилась подать заявку в ФАС.

Узнав, что к “Арктикгазу” и “Уренгойлу” добавились акции “Газпром нефти”, представитель Eni сообщил, что “собирается провести их оценку”, прежде чем примет решение (вчера связаться с пресс-службой итальянской компании не удалось), а “Газпром” снизил привлекательность этого пакета для конкурентов, лишив “Газпром нефть” права самостоятельно экспортировать нефть и нефтепродукты.