Porsche не хочет платить


На внеочередном заседании наблюдательного совета Porsche в субботу было решено, что производитель спортивных автомобилей воспользуется опционом на покупку 3,7% акций VW и доведет свою долю до 31%. Поскольку доля превысит 30%, Porsche придется в соответствии с немецким законодательством сделать предложение о выкупе остальных акций VW. Впрочем, производитель спорткаров объявил, что цена оферты будет минимально возможной. Обыкновенные акции будут выкупать по 100,92 евро ($135) за бумагу, при том что по итогам торгов в пятницу они стоили 117,7 евро ($157,45). Цены для привилегированных акций определит регулятор немецкого рынка ценных бумаг BaFin. Но и по ним Porsche намерена выбрать минимально возможное значение, уведомила компания. Ведь покупка всего лишь 1% акций VW обойдется ей примерно в $560 млн.

Столь низкая цена оферты связана с нежеланием получить контрольный пакет акций VW, заявил пресс-секретарь Porsche Криштиан Дау. Другой представитель компании сообщил, что Porsche продаст акции, которые получит, если кто-то воспользуется офертой. Однако Дау не стал отрицать вероятности дальнейшего увеличения доли в капитале VW, заявив, что его компания рассматривает все возможности.

Решение Porsche было радушно воспринято в VW. “Стабильная структура акционерного капитала очень важна для долгосрочного развития автомобильного бизнеса, – заявил генеральный директор VW Мартин Уинтеркорн. – Группа VW и ее восемь брендов обладают высоким потенциалом. Я уверен, что Porsche, как и любой другой акционер, делает хорошее вложение, покупая акции VW”.

Аналитики же были не так оптимистичны. “Это настоящий сюрприз, – заявил аналитик автомобильного рынка HVB Corporates & Markets Research Георг Штурцер. – Я думал, у них достаточно сил, чтобы четче следовать своим целям”. По словам Штурцера, поглощение со стороны Porsche позволило бы VW в одночасье повысить эффективность и прибыльность до уровня японской Toyota. Но вот Porsche рискует потерять свою привлекательность, ведь чем выше будет доля компании в VW, тем ниже будет рентабельность. “Я бы предпочел остаться в сегменте класса люкс”, – резюмирует Штурцер.

“Купив долю в VW, Porsche стала другой компанией, – говорил гендиректор Porsche Венделин Видекинг в прошлом году. – Мы вышли из теплой комфортной зоны. Без сомнения, тут есть риск”. А в начале марта он предупреждал, что Porsche не собирается поглощать VW.

Если производитель спортивных автомобилей все-таки решится поглотить VW, то его стратегия будет кардинально отличаться от других немецких производителей автомобилей. BMW и DaimlerChrysler уже поняли, как сложно получать прибыль на массовом рынке в условиях конкуренции со стороны азиатских производителей. Именно поэтому в BMW пошли на то, что похоронили бренд Rover, на который потратили в 90-е гг. около $6 млрд, a DaimlerChrysler сейчас ищет покупателя для своего убыточного подразделения Chrysler.

Но, как дали понять в Porsche, реализация опциона связана все-таки исключительно с грядущей отменой так называемого “закона Volkswagen”, который запрещает одному акционеру получать более 20% голосующих акций концерна. В феврале Верховный суд Европейского союза признал, что этот закон препятствует свободному перемещению капитала внутри единого экономического пространства ЕС. Немецкое же правительство опасается того, что VW может быть поглощена кем-то из иностранцев. Именно поэтому власти земли Нижняя Саксония контролируют 20% акций VW. Представитель регионального правительства заявляет, что власти не намерены воспользоваться офертой Porsche. Вместе с производителем спорткаров, который собирается уже сегодня довести свою долю до 31%, они смогут заблокировать любое враждебное поглощение. (WSJ, 24.03.2007, Дмитрий Смирнов)