Россия может закрыть небо


Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак отмечает, что у Росаэронавигации есть полномочия закрыть воздушное пространство России для авиакомпаний-нарушителей. Но сначала чиновникам следовало провести работу с авиаторами. А если бы она не дала результатов – жаловаться в ЕКГА. А заместитель гендиректора “Аэрофлота” Лев Кошляков усматривает в этом письме ответ российских властей на действия Еврокомиссии, по воле которой отечественный Минтранс месяц назад ограничил разовые и чартерные полеты в Европу девяти российским авиакомпаниям.

13 марта руководитель Росаэронавигации Александр Нерадько написал письмо президенту ЕКГА Мишелю Вашенхайму (копия имеется у “Ведомостей”). Он упрекнул экипажи европейских авиакомпаний в грубых нарушениях “норм и правил полетов”. По данным Нерадько, в Московской воздушной зоне с 1 июня 2006 г. по 17 февраля 2007 г. “зафиксировано 18 случаев несанкционированных пересечений <...> заданных диспетчером высот полета и пять случаев вхождения в запретные зоны”. “Только благодаря своевременным действиям диспетчерского состава и оперативному взаимодействию между органами и центрами УВД (управления воздушным движением. – “Ведомости”) и силами ПВО России удалось избежать <...> тяжелых последствий в воздушном пространстве над густонаселенными районами”, – пишет Нерадько. Представитель ЕКГА подтвердил “Ведомостям” факт получения письма.

Среди нарушителей – 15 авиакомпаний из 10 стран ЕС, в том числе British Airways (указана под кодом BAW), немецкая Germanwings (GMI), испанская Iberia (IBE). В письме Нерадько говорится, что самолеты Iberia дважды уклонялись в запретную зону и один раз ошибочно заняли высоту 2700 м вместо указанной диспетчером 3700 м, “в результате чего произошло опасное сближение со встречным ТУ-154”. Лайнер British Airways “при обходе грозы уклонился в запретную зону”, а Germanwings “при обходе засветок занял высоту 2280 м вместо 2100 м”.

Пресс-секретарь Iberia Хаймэ Перез заявил “Ведомостям”, что ему ничего не известно ни о претензиях Росаэронавигации, ни о нарушениях российских правил полета. Комментарии British Airways и Germanwings получить не удалось.

В Росавиации не смогли сказать, насколько возросло количество нарушений европейскими авиакомпаниями. Раньше этого не считали, признается источник в ведомстве. Это не помешало Росаэронавигации потребовать от ЕКГА “незамедлительного принятия специальных мер”. В противном случае ведомство пригрозило отказывать нарушителям в выдаче разрешений для полетов над Россией, говорится в письме Нерадько.