Куда растут аптеки


Сказочный рост

Российский аптечный рынок сейчас напоминает безразмерную рукавичку из русской сказки. За последние пять лет, по оценкам центра маркетинговых исследований “Фармэксперт”, число аптек в Москве выросло в восемь раз – с 300 до 2500, а с учетом аптечных киосков составило, по оценке DSM Group, почти 3500.

2–3 аптеки в одном московском здании перестали быть редким зрелищем. Консолидация рынка и появление новых компаний порой приводят к курьезам. После объявленного недавно ребрендинга аптечной сети О3, в конце прошлого года купленной другим ритейлером – “Риглой”, на многих центральных улицах Москвы вывеска “Риглы” украсит сразу несколько аптек. Особенно богат на аптеки московский Арбат – корреспондент “Ведомостей” насчитала здесь девять аптечных учреждений, расположенных почти подряд.

Куда еще расти? Но фармрынок продолжает привлекать новых инвесторов. Например, бывшие франчайзи “Копейки”, продав “Сеть розничной торговли”, в прошлом году запустили сеть “А5”, рассчитывая открыть 300 розничных точек. Собственные сетевые проекты затеяли бывший гендиректор сети “03 Аптека” Игорь Тюрин-Кузьмин (“Аптекарь”) и бывший топ-менеджер сети “Старый лекарь” Александр Йонсен.

Между тем пик роста аптечного рынка уже пройден, считают эксперты: он пришелся на 2006 г., когда объем розничных продаж лекарств и парафармацевтики вырос на 37%, превысив $12 млрд. В дальнейшем рост начнет замедляться: к 2010 г. объем рынка составит, по прогнозам DSM Group, $21,4 млрд, а среднегодовые темпы – 12–15% (см. рисунки). DSM Group подсчитала, что по соотношению аптек и населения Россия (одна аптека на 3200 человек) опередила такие европейские страны, как Германия (на 3800 человек) и Польша (на 3400). Другое дело, что в Европе сети контролируют 80% рынка, а в России – не более 20%. Остальное пока приходится на государственные, муниципальные и одиночные частные аптеки.

Выгодный товар

“Консолидация только начинается. Возможность создать новый сетевой проект, а потом выгодно продать его крупному ритейлеру – как раз то, что манит сюда новых инвесторов”, – объясняет гендиректор DSM Group Александр Кузин.

Аптечный бизнес привлекает относительной дешевизной входа и высокой маржинальностью. Наименее затратный вариант – аптеки так называемого закрытого формата (закрытая витрина с провизором), для которых достаточно 100 кв. м. По оценкам гендиректора “36,6” Артема Бектемирова, на запуск “закрытой” аптеки площадью 70–100 кв. м в Москве требуется $50 000 без учета аренды, “открытой” (120–200 кв. м) – около $100 000.

Зато и доходность таких аптек выше. Если в “закрытых” средняя наценка не превышает 30%, то в “открытых” она доходит до 50% на медикаменты и до 70% на парафармацевтику, рассказывает владелец сети “Аптекарь” Игорь Тюрин-Кузьмин. По словам Бектемирова, прибыльность аптеки в Москве составляет примерно 15%. В Петербурге норма прибыли аптек чуть ниже – владелец аптечной сети “Фармакор” Александр Афанасьев в интервью “Ведомостям” говорил о 6–12%.

Валовая рентабельность аптечной розницы даже выше, чем продуктовой. К примеру, валовая рентабельность сети “36,6” за девять месяцев 2006 г. составила 35,4%, тогда как среди продуктовых ритейлеров за тот же период самый высокий показатель был у “Седьмого континента” – 32,9%, а у “Пятерочки” и “Перекрестка” составил 26% и 27% соответственно.

“В зависимости от расположения аптеки она окупается за 6–18 месяцев. После открытия аптека ежемесячно несет убытки примерно в $10 000. Теоретически можно выйти в ноль через 2–3 месяца, если аптека расположена в очень удачном месте, например у станции метро или вокзала”, – комментирует Тюрин-Кузьмин.

По словам Кузина, в месяц одиночная “закрытая” аптека приносит $15 000–40 000 выручки, “открытая” сетевая – $50 000–70 000. Строить сетевые проекты выгоднее: по оценкам Тюрина-Кузьмина, сетевой ритейлер может рассчитывать на скидку от дистрибутора как минимум в 15%.

Однако места для новых игроков практически не осталось, убеждены участники рынка. Они могут появляться с единственной целью – развить успешную аптеку или купить несколько мелких сетей, нарастить капитализацию и затем продать стратегическому инвестору. К 2010 г. сети будут занимать порядка 70% рынка, прогнозируют DSM и “Фармэксперт”.

“Инвесторы в фармсектор сейчас мало задумываются об эффективности бизнеса. Главное – занять как можно большую долю рынка, процесс завоевания территорий займет еще 2–3 года. Затем компании продадут бизнес либо начнут приводить его в порядок, возможно, часть аптек будет закрыта”, – рассуждает Кузин.

В ходе консолидации покупателями выступят либо наиболее агрессивные российские игроки (“36,6”, “Ригла” и т. д., см. таблицу), либо иностранцы, которые сейчас на рынке вообще не представлены. В прошлом году Celesio и Alliance Boots уже заявили о желании приобрести в России аптечные активы. Celesio даже участвовала в тендере на сеть О3 (доставшуюся, впрочем, российскому “Протеку”). Экспансия глобальных фармритейлеров в Россию начнется через 2–3 года, прогнозирует ведущий “Фармэксперта” Давид Мелик-Гусейнов. Этого времени сегодняшним стартапам будет достаточно, чтобы продать бизнес крупным сетям, которых, в свою очередь, поглотят западные инвесторы.