ЮКОС могут распродать к маю


Предложение Ребгуна кажется эксперту логичным: “Таким образом сохранится целостность операционной деятельности”. Все эти активы интересны прежде всего “Роснефти”, считает Казакова, ведь госкомпания перерабатывает значительную часть своей нефти на НПЗ ЮКОСа и участвует в решении их операционных вопросов. Недавно “Роснефть” привлекла на покупку активов ЮКОСа $22 млрд. “Если бы “Роснефти” были интересны только собственные 9,44% акций, принадлежащие ЮКОСу, зачем занимать такие большие деньги?” – считает Казакова.

Лоты на добывающие, нефтеперерабатывающие и сбытовые активы ЮКОСа должны быть сформированы по территориальному признаку, считает конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун. С таким предложением он обратился к комитету кредиторов, куда входят представители крупнейших кредиторов ЮКОСа – ФНС и “Роснефти”, рассказал Ребгун “Ведомостям”. “Это разумно с точки зрения логистики, к тому же лоты должны быть достаточно крупными, чтобы их купили”, – объясняет конкурсный управляющий. По словам его представителя Николая Лашкевича, “Томскнефть” может быть объединена с Ачинским и Стрежевским НПЗ и “Томскнефтепродуктом”, “Самаранефтегаз” – с группой самарских НПЗ (Куйбышевским, Новокуйбышевским и Сызранским) и “Самаранефтепродуктом”, а Восточно-Сибирская нефтяная компания (ВСНК) – с Ангарской НХК и “Иркутскнефтепродуктом”. Существует, по его словам, и другой вариант, без сбытовых компаний.

Решение о том, разумно ли такое объединение, комитет кредиторов пока не принял, говорит источник, близкий к членам комитета из “Роснефти”. Получить комментарии ФНС не удалось. “Я высказал свое мнение, пусть они теперь, как хотят, так и делают”, – говорит Ребгун и утверждает, что пока не знает, когда может состояться голосование по основным добывающим предприятиям ЮКОСа. Если комитет кредиторов решит этот вопрос 30 марта, аукционы по активам успеют состояться до конца апреля, говорит Лашкевич.

Согласно оценке, проведенной в конце февраля компаниями-оценщиками во главе с “Росэко”, стоимость всех активов ЮКОСа составляла $26 млрд. Сколько составляла в ней стоимость отдельных добывающих и нефтеперерабатывающих активов, Ребгун не говорит. Согласно предварительной оценке на 20 января, предполагаемая продажная стоимость “Томскнефти” – $3,5 млрд, “Самаранефтегаза” – $3,24 млрд, ВСНК – $190 000, группы самарских НПЗ – $2,53 млрд, Ачинского НПЗ – $760 000. Аналитик МДМ-банка Надежда Казакова оценивает самарские добывающие, нефтеперерабатывающие и сбытовые активы в $9,3 млрд, томские – около $8,2 млрд, ВСНК, Ангарскую НХК и “Иркутскнефтепродукт” – примерно в $2,2–2,3 млрд.

Томские активы, по мнению Казаковой, могут быть также интересны “Газпром нефти”, ведущей активную деятельность в Западной Сибири. Не исключено, что “Газпром нефть” может пойти на активы в составе своего СП с американской Chevron, добавляет эксперт.

Представители “Роснефти”, “Газпром нефти” и Chevron от комментариев отказались.