ЕБРР закрутит гайки


Quadriga Capital профинансировала строительство первого автоцентра компании “Автогарант” на ул. Седова в 2005 г., рассказал управляющий директор компании Quadriga Capital Райнхард Кольайк. После этого было построено еще пять СТО, ими управляет компания “АвтоСТОлица”, которую учредили инвесткомпания и “Автогарант”. Доли акционеров в компании не называют, уточняя лишь, что инвестфонду Quadriga Capital принадлежит контрольный пакет.

По словам Кольайка, проект оказался успешным и компания приняла решение о расширении сети под маркой “АвтоСТОлица”.

В ближайшие пять лет компания планирует расширить сеть до 30 станций, которые будут расположены как в Петербурге, так и в Москве. Помимо технического обслуживания автомобилей сеть будет предлагать такие услуги, как экспресс-ремонт, сезонное хранение шин, станции будут оборудованы мини-маркетами и зонами отдыха для автомобилистов. “АвтоСТОлица” уже инвестировала в проект около 30 млн евро.

По словам Кольайка, стоимость строительства одной станции может составлять 1,5–2 млн евро. “В Петербурге растет количество иномарок. После истечения срока гарантийного обслуживания владельцы этих автомобилей не всегда могут найти качественный и недорогой сервис – большинство станций техобслуживания расположены в гаражах и не располагают ни оборудованием, ни квалифицированными кадрами для качественного сервиса, – говорит Кольайк. – Новая сеть во многом ориентирована именно на владельцев таких автомобилей. Аналогичные сети СТО существуют во всех странах Европы, как, например, сеть ATU в Германии”.

От дальнейших комментариев руководство компании отказалось до официальной презентации сети, назначенной на 30 марта.

По оценкам экспертов, для реализации заявленных планов потребуется еще около 20 млн евро.

Председатель совета директоров Агентства развития и исследований в недвижимости Андрей Тетыш оценивает строительство одного комплекса в $0,8–1,6 млн. Найти необходимый для этого участок земли площадью 2000–3000 кв. м, по его словам, относительно просто. Станциям необязательно располагаться на так называемых “первых линиях”, т. е. на внешнем периметре кварталов, объясняет эксперт.

В России ниша станций техобслуживания действительно практически свободна, полагает представитель одной из петербургских сетей СТО. Сейчас, по его словам, у автовладельцев остается выбор: ехать в безымянный автосервис или записываться за 1–3 недели на дилерскую СТО.

В Петербурге существует несколько сетей СТО, таких как Alarm и Union, однако их услуги ограничиваются несколькими простейшими операциями, а в основном там предлагают установку сигнализаций и аудиосистем, а также мойку машин. Развивать сегмент технического обслуживания и ремонта они не торопятся.

“Эту услугу имеет смысл развивать в составе дилерского центра, доходы которого примерно поровну поделены между обслуживанием, продажей запчастей и продажей автомобилей, – полагает владелец станции техобслуживания, просивший не называть его имя. – Только ремонт может оказаться низкорентабельным бизнесом, к тому же очень трудоемким”.

Директор дилерского центра “Автомир” в Петербурге Виталий Новиков, напротив, уверен, что автосервис – один из наиболее доходных сегментов. Рентабельность обслуживания автомобилей с истекшим сроком гарантийного обслуживания он оценивает не менее чем в 40%. “Пока рынок новых иномарок растет на 60–70% в год, все стараются зарабатывать на продажах, – говорит он. – Однако, когда они стабилизируются, этот сегмент будет кормить дилеров. Пока же он практически пуст”.